вторник, 18 февраля 2014 г.

Материалы педчтений




Активизация познавательной деятельности как условие саморазвития личности

Верховых И. В.,учитель биологии высшей кв. категории

МБОУ «Гимназия №32»

                               

В содержании общего образования К.Д. Ушинский отводил большое место естественнонаучному образованию. Особо - изучению природы, называя ее одним из «великих наставников человечества», не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения. Обучение рассматривалось Ушинским, как посильная деятельность детей под руководством учителя. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету, вот и мое – к биологии.


Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей. Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики.

В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

            Одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала является наглядность обучения. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, а так же повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.  Это и рисунки в учебнике, открытки, портреты ученых – естествоиспытателей и  биологов, учебные таблицы, коллекции, живые и натуральные объекты, микропрепараты, модели (разборные, рельефные, структурные, объёмные, аппликации), видеофильмы и др. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала.

Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что «... следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Для проявления познавательной деятельности необходимы следующие условия:

·         создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

·         создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

·         включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

·         использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

·         использование проблемных ситуаций;

·         практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

   Для повышения познавательной деятельности обучающихся в своей педагогической деятельности стараюсь использовать различные пути ее активизации, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся: «истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность».

В современных условиях считаю важным на уроках биологии, для повышения познавательной деятельности обучающихся, использовать такие формы и методы ее активизации, как лабораторные и практические работы, демонстрационные опыты, самостоятельные работы, проблемные ситуации или мини-исследования, деловая игра, диспут, тестирование, зачет, семинар, организация самостоятельной работы с учебником (для составления плана-конспекта, схем, таблиц, тестовых заданий, кроссвордов) и др.

Так же важно повышать качества каждого урока через целенаправленное применение приёмов, активизирующих учебную деятельность учащихся: новизны (интересные факты и сведения, исторические данные), натурализации (использование натуральных объектов), эвристические  (вопросы занимательные и повышенной сложности, задания  в рабочей тетради продвинутого уровня), нестандартные задания, решение биологических задач и построение графиков, доклад или сообщение, кроссворды, ребусы, загадки, взаимопроверка, презентации и др. Такая организация познавательной деятельности учащихся обеспечивает не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дает учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания.

Одним из условий реализации активизации деятельности является обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала. Если ученик усвоил на уроке главное, существенное, то в этом большая и удача, и заслуга учителя. Это может быть достигнуто путем формирования общебиологического понятийного аппарата (изучение новых понятий темы на уроке), создания опорных конспектов,  планов конспектов, составления схем, таблиц и др.

Осуществление перехода от человека знающего к человеку знающему, понимающему и деятельному обеспечивает практическая направленность учебного процесса, создание реальных возможностей применения обучающимися полученных знаний, умений и навыков. Это должно выражаться в самостоятельном созидании определенного продукта (разработка проекта, выполнении лабораторно – практических работ, работы творческого, исследовательского и реферативного характера, посадки растений, уход за животными и растениями, участие в природоохранительной деятельности и экологических акциях) и готовности применять приобретенные знания в своей практической деятельности.

Одним из требований к современному уроку являются несколько иные подходы к использованию игровых форм. «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении...». Это целесообразно в том случае, если не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не изменяет сути того, что должны изучить дети. Примерами из практики преподавания могут быть используемые мною игровые элементы урока такие как: «Пятый лишний» (выбрать лишнее понятие, обосновать причину выбора); «Белые пятна» (в карточках заполнить пробелы с обоснованием); «Попади в цель» (найти закономерность и выполнить дальнейшее расположение объектов или понятий); «Найди ошибку»; «Выбери нас» и др.

 Дополнительную мотивацию к изучению экологического материала по учебной программе в 11 классе дает проведение экологической  игры «У озера». Урок - игру  проводят  преподаватели  КГУ Технологического факультета кафедры «Экология и БЖД» в целях профориентационной работы. Игра может быть проведена как на базе школы, так и  при проведении экскурсии в университет.

Повышение познавательной активности обучающихся осуществляется и через установление межпредметных связей при проведении например бинарного урока – практикума в 11 классе «Биоритмы человека» (информатика - биология). Обучающиеся на основе биологических знаний, показывая компьютерную грамотность, строят графики собственных биоритмов и читают их.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики, именно она способствует развитию познавательного интереса и является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...