вторник, 18 февраля 2014 г.

Материалы педчтений




Педагогические идеи К.Д.Ушинского и современное экологическое образование

Широченкова А.П., учитель биологии, Широченкова Т.П., учитель географии и биологии

МБОУ «Гимназия №32»



Экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение экологических проблем в первую очередь зависят от уровня ответственности каждого человека за состояние природной среды.

«Идея культуросообразного и природосообразного образования, в том числе и экологического, становится в настоящее время новой парадигмой образования» отметил Д.А. Медведев.

Экологическое воспитание детей – новое направление  современной педагогики.  Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы еще  подчеркивали  такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо,  Г. Песталоцци Ф., Дистерверг.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский.  

К.Д. Ушинский, один из первых не только в отечественной, но и в мировой педагогике выявил важность изучения природы для ребенка.

Выдающийся педагог показал необходимость формирования не только знаний о природе, но и любви ко всему живому, сумел в своих теоретических, учебных и методических работах выстроить систему того, что мы сегодня называем экологическим образованием.

Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.

Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения.

К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике".

В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы; при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней.

В педагогическом учении К.Д. Ушинского разработана оригинальная концепция природоохранного воспитания. Так К.Д. Ушинский утверждал, что природа не является пассивным материалом удовлетворения человеческих потребностей, но определяет его материальную, культурную и духовную жизнь.

Он разработал собственную модель изучения природы. Согласно ей, природа должна изучаться не только в рамках естественных наук, но и целостно, в единстве естественных и гуманитарных наук, народных представлений, эстетики, религии, которые в целом определяют подходы к изучению окружающего мира и выстраиванию жизни ребенка на основании этих знаний и опыта.



Актуальным вопросом в отечественной системе экологического образования учащихся сегодня  является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.

В начальной школе элементы природоохранного воспитания включаются практически во все дисциплины.

В старшем звене особую роль  должна играть  комплексная природоохранная деятельность школьников,  природоохранное обучение и  воспитание, просвещение, пропаганда,  которая создавала бы у ребенка природоохранное сознание (экологическое мировоззрение).

В своей работе мы вовлекаем детей в различные виды природоохранной деятельности по следующим направлениям:
-  защита природной среды:  подкормка животных зимой;
изготовление кормушек.  Главное в такой деятельности,  чтобы ребёнок почувствовал ответственность от своих действий, осознал, что от того, что он сделал, зависит судьба маленьких и хрупких существ. Вместе с осознанием этой зависимости, к нему придёт и чувство ответственности за другое свои поступки и экологическое воспитание ребенка. Учащимися  нашей гимназии  в течение года организовывали акции «Помогите птицам!»,  активными участниками которой,   стали учащиеся  5-6-7 классов.   Ребята изучили изготовление кормушек,  сами нарисовали эскизы,    сделали кормушки  своими руками, заготовляли корм для птиц, в холодный зимний период осуществляли подкормку птиц.  Традиционными стали мероприятия по посадке деревьев  Международной акции ENO (экология в режиме реального времени 21мая).

- мероприятия  по улучшению природной среды. Ребята гимназии  приняли участие в таких акциях как: «Украсим школу садом и цветами», во Всероссийской акции «С любовь к России мы делами добрыми едины», «Лучше маленькая помощь, чем большое сочувствие», посвященная Дню домашнего питомца.

-  деятельность, направленная на пропаганду и разъяснение идей охраны природы. В гимназии ежегодно организуются выставки рисунков и фотографий «Я люблю свою планету». «Природы  лик живой», «Экология глазами детей». Ребята участвуют в городских, областных и всероссийских конкурсах  и фестивалях экологической направленности «Экология планеты», «Мы глазами природы», «Зеленый мир», «Зеленая планета  2013», «Красота родной природы»,  «Наука без жестокости», «Жить здорово! Это здорово!» и др.

 Запоминающимися стали и  такие мероприятия  как «Всероссийский урок чистой воды», «Всероссийский урок экологии 17 мая», «Акция 10.10.10. Климатический урок», «Час Земли», «Живой символ Арктики – белый медведь», «День домашнего питомца», «День птиц», «День Земли», и др.

В работе, направленной на воспитание экологической культуры и мировоззрения, используем такие формы воспитания как: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки,  которые позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).  Свое творчество ребята проявляют,  участвуя   в различных экологических конкурсах: «Наука без жестокости», «Вам весело? А им -  нет!» (ВИТА), «Неделя защиты животных» (IFAW), «Здоровье планеты? В моих руках!» (Экобезопасность),  «Экология планеты 2012» , «Зеленая планета 2013»(Академия Творчества) и др. Участие детей в конкурсах позволяет информировать подрастающее поколение о существующих  экологических проблемах,  предлагает учащимся выработать свою точку зрения по данному вопросу,  способствуют  развитию у подростков чувства сопереживания  за других существ и желание предложить свою помощь для изменения ситуации. Участие в образовательных проектах, акциях  являются эффективным инструментом экологического образования, активной жизненной позиции, морального самосознания.  Именно это и отмечал в своих работах К.Д. Ушинский – воспитание ответственного отношения к природе.

В заключении хочется отметить, что значение педагогических идей К.Д. Ушинского для современного экологического образования и воспитания учащихся заключается в целостном и многомерном рассмотрении мира природы, изучении окружающего мира с позиций народности, органического единстве законов «естественного и нравственного», ответственности человека за сохранение окружающей среды, воздействия природы на духовный мир человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...