вторник, 18 февраля 2014 г.

Материалы педчтений



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО
В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Догадова,
учитель математики МБОУ «Гимназия №32» г. Кургана

Великий русский педагог К.Д. Ушинский создал научно обоснованную теорию воспитания и обучения. Идеи педагога-классика XIX века не утратили своей актуальности и в XXI веке.
К.Д. Ушинский по-новаторски подошел к разработке принципов обучения. В его произведениях нашли обоснование такие дидактических принципы: наглядности, сознательности и активности, последовательности и систематичности, прочности знаний, связи обучения с жизнью, эмоциональности, сочетание интереса и ответственности и др.
В системе дидактических взглядов педагога важное место занимает проблема содержания школьного образования. К.Д. Ушинский отмечал: «Наши учебники показывают детям науки с самой сухой их стороны, со стороны бесконечных делений и подразделений. Такие учебники как будто хотят приготовить из детей хранителей музеев». Великий педагог также указывал на опасность отрыва одного предмета от другого. Обособленность знаний приводит к омертвлению идей, когда «они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».
Проблемы школьного образования существуют и сейчас, поэтому и в XXI веке мы говорим о необходимости модернизации образования. Постепенно решаются вопросы о межпредметных связях, о полезности полученных в школе знаний для повседневной жизни. Рассмотрим фрагменты заданий ЕГЭ по математике в 11 классе: Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за месяц? Какое наименьшее количество банок краски нужно купить для покраски пола? В каком из городов окажется самым дешёвым определённый набор продуктов? Какое наименьшее сопротивление должно быть у прибора? Найдите массу сплава. Определите наименьшую температуру воздуха и т.д. Просматривается связь с жизнью, природой, банковским делом, химией, физикой, астрономией и т.д.
Когда содержание обучения отобрано, нужно определиться с последовательностью его изучения. К.Д. Ушинский отмечал, что процесс учения и процесс научного познания имеют одну основу, и учащийся в процессе обучения под руководством учителя должен проходит путь, пройденный человечеством в науке. Педагог также подчёркивал, насколько важно приводить приобретённые знания в систему: «Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Систематизация знаний очень важна в математике. Дети начинают знакомиться с числами ещё в раннем детстве, когда по просьбе родителей считают количество птичек на ветке. Затем каждый год в школе они узнают о существовании все новых видов чисел. Выпускники школы должны чётко представлять иерархию всех изученных чисел (схема «Классификация чисел»).
Можно обсудить со школьниками вопрос о том, совпадает ли последовательность изучения чисел в школьном учебнике с историческим путем появления новых видов чисел.


Если после изучения каждой учебной дисциплины у ученика в голове сложится стройная система знаний и представлений, если будут осуществляться межпредметные взаимосвязи, то это приведёт к формированию научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём.
К.Д. Ушинский отмечал, что умственный труд – один из самых тяжёлых видов человеческого труда, и школа призвана приучить ребёнка к умственному труду, «и эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Анализируя эффективность разных методов обучения, лучшим методом обучения для всех возрастных групп школьников педагог называл сократический метод. Он писал: «Конечно, дело идет гораздо быстрее, когда учитель сам прямо высказывает оценку факта или навязывает ученику свою, уже готовую, мысль. …Мысль, объясненная учителем, никогда не уляжется в голове так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам её выработает».
При изучении математики ученикам часто сообщаются уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагаются задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. На своих уроках стараюсь так организовать учебную деятельность, чтобы знания не давались в готовом виде, а организовываю учеников на их «добывание», «открытие». В этом случае школьники становятся активными участниками процесса обучения.
Много внимания К.Д. Ушинский уделял прочности усвоения детьми учебного материала. Он пишет: «Как вообще расширились и размножились познания людей, как много должна выдерживать память современного человека. Как мало ещё сделала педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках!» Педагог предлагал использовать «мнемонические подставки памяти». Я собираю «мнемонические уловки» относящиеся к математике из разных источников и использую их на уроках.
Например, при решении простейших тригонометрических неравенств с синусом и косинусом (10 кл.) чертят тригонометрический круг и проводят хорды, параллельные оси х или оси у. Некоторые учащиеся забывают, какую хорду в каком случае провести. Помогает памяти следующее правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытягивает губы в «горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенства с синусом надо провести горизонтальную хорду (рис. 1). Аналогично для косинуса. Здесь ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном» направлении. Значит, необходимо провести хорду, параллельную оси ординат (рис. 2).
 

Избегать ошибок при раскрытии скобок в 6 классе помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».



Для этой же цели рекомендую ученикам использовать следующие стишки:
Перед скобкой вижу плюс,
Ошибиться не боюсь!
Скобки раскрываю,
Знаки сохраняю.
Перед скобкой минус,
Будьте осторожными!
Знаки изменяются
На противоположные.
Девизом моей работы являются слова К.Д. Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Великий педагог предлагал несколько «средств усиления впечатления». Например, занимательность преподавания.
Учитывая возрастные особенности детей, в 5-6 классах провожу уроки занимательной математики, стандартные уроки, кроме того, на традиционных уроках использую элементы игры, соревнования.
К.Д. Ушинский отмечал важность и ещё одного принципа обучения – принципа посильности. Во избежание переутомления и нервных расстройств нельзя допускать перегрузки детей учебными занятиями. Обращал внимание на необходимость для детей частой смены деятельности, указывал на необходимость «гимнастики и всякого рода телесных упражнений», предлагал применять во время обучения физкультпаузы.

Считаю полезным изучение трудов великих педагогов, где содержится много полезных истин, которые будут актуальными, наверно, всегда, и могут помочь нам в нашей нелёгкой работе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...