Программа опорной площадки
"Формирование поликультурного пространства ОУ"
на 2018-2019 учебный год
3 занятие
Технологии разработки маршрутов образовательного туризма в рамках
реализации основной образовательной программы НОО и ОО в соответствии с ФГОС.
Маршруты образовательного туризма – это перемещение не только в
пространстве – в музеи, в другие города, но и во времени – к очагам культуры, к
истокам, лежащим в основании истории и
культуры родного края и страны. Маршруты образовательного туризма являются
трендом современного поликультурного образования, представляют собой интеграцию
образования и туризма через организацию практической деятельности обучающихся.
Одним из критериев выбора технологий
образовательного туризма для использования в образовательном процессе в
условиях реализации нового Стандарта является их высокий потенциал относительно
результатов освоения основной образовательной программы (личностных,
метапредметных и предметных).
Под образовательным туризмом понимают познавательные туры, совершаемые с
целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных
учреждений. Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История
научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с
древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще
во времена Петра Великого и была продолжена в последующем.
Технология разработки туристического маршрута
Туристский маршрут
- путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение
исторических и природных памятников, а также других мест.
На маршрутах
туристы могут передвигаться - пешим или конным порядком, на велосипеде,
автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты
делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа
туристов, либо один участник.
Путешествия
(пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и они имеют
определенную продолжительность и цель. Туристский маршрут есть географически
определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с
различной степенью детальности трасса похода, путешествия.
Маршрут есть путь
следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест,
последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов
транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок
(пребываний) на маршруте
Исходной и конечной
точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута
является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в
договоре, а концом маршрута - место оказания последней туристской услуги. В
зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные,
кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.
Линейный маршрут -
путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических
пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность
туристского маршрута.
Возможен также и
вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут - путь следования, начало и
окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания,
располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания,
возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.
Кольцевой маршрут -
путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом
пункте пребывания.
Комбинированный
маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого
и радиального маршрутов в той или иной комбинации.
Разработка
маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ,
предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию
туристского обслуживания, то есть производство конкретного туристского
продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Разработка маршрута включает в себя следующие основные
этапы:
· Исследование туристских ресурсов по
предполагаемой трассе маршрута;
· Определение типа маршрута;
· Построение эскизной модели маршрута;
· Привязка маршрута к пунктам посещения;
· Разработка схемы безопасности на
маршруте;
·
Разработка паспорта маршрута.
Библиотека
"Этапы разработки образовательного туристического маршрута" методические
рекомендации по разработке туристических маршрутов
Автор: Плюхина Наталья Валерьевна, методист по
туристско-краеведческой работе, МКОУ ДО "Кетовский детско-юношеский
центр", Курганская область, Кетовский район, село Кетово
Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795.
— URL
Корнейчик Е.В.Технология школьного образовательного туризма // Педагогическое мастерство и
педагогические технологии : материалы III Междунар. науч.–практ. конф.
(Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2015. – С. 136-140. – ISBN 978-5-906626-58-5
Уважаемые педагоги!
Приглашаем вас принять участие в конкурсе
проектов «Маршруты образовательного туризма» , который проводится в рамках опорной площадки!
Положение о конкурсе СКАЧАТЬ
Положение о конкурсе СКАЧАТЬ
Спасибо за то, что были с нами! А теперь мы просим вас заполнить анкету, перейдите по ссылке
Технологии разработки маршрутов образовательного туризма в рамкахреализации основной образовательной программы НОО и ОО в соответствии с ФГОС.
Технологии разработки маршрутов образовательного туризма в рамкахреализации основной образовательной программы НОО и ОО в соответствии с ФГОС.
Подведены итоги
конкурса «Мой мини-музей», организованного в рамках работы муниципальной
опорной площадки МБОУ «Гимназия №32 им.Е.К.Кулаковой» «Формирование
поликультурного пространства ОУ». Победителем стал коллектив учащихся 3-4
классов МБОУ «СОШ №26» под руководством Евдокимовой Светланы Александровны,
педагога-библиотекаря. Поздравляем коллектив школы с победой!
Материалы, присланные на конкурс "Мой мини-музей"
1."Поздравление с Новым годом", педагоги Лагушина Т.А., Жернакова Л.В. МБОУ "Гимназия №32"
2."Лэпбук как мини музей в географии", педагог Семёнова О.И., МБОУ "Гимназия №32"
3."Волшебный мир шахмат", педагог Евдокимова С.А., МБОУ "СОШ №26"
4. "Ах, ты, зимушка-зима!", педагог Евдокимова С.А., МБОУ "СОШ №26"
Уважаемые педагоги,
приглашаем вас к участию во втором занятии муниципальной опорной площадки МБОУ «Гимназия
№32»
«Формирование поликультурного пространства ОУ»!
В формате медианара
рассматривается тема «Мини-музей как инструмент поликультурного образования».
Для того, чтобы стать участником площадки необходимо зайти на блог виртуального
методического кабинета гимназии http://metkab32.blogspot.com/,
прочитать предлагаемые материалы в текстовом и медиа формате, скачать
необходимые документы и книги, а в конце заполнить анкету участника опорной
площадки в онлайн-форме. Мы всегда рады нашим гостям!
Творческая
группа педагогов гимназии №32
«Организация мини-музея в условиях общеобразовательного
учреждения»
Музейная
педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе
образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги,
разрабатываются методические рекомендации
Понятие
«музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из
немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им
деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют
музейно-образовательные программы для обучащихся образовательных учреждений.
Музеи
рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова,
1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции
(А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной
системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной
целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего
поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную
педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Тематические
экспозиции становятся «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев —
вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную
сферу.
При
использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе
формирования культуры школьников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность
- Доступность
- Динамичность
- Содержательность
При
изучении каких блоков программы используются экспонаты; на что обратить
внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование,
наблюдение, моделирование)?
Обязательное
сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление
активности детей.
Любая
экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие -
понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь
к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется
обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и
количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев,
- важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно
продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с
экспозициями мини-музеев.
Это могут
быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения,
игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры,
игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр
можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
На первый
план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е.
раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих
его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять,
делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое
простое, как может показаться на первый взгляд.
Принципы создания мини-музея
- Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
- Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять обучающимся возможность реализовать себя в разных видах творческой деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию, заниматься дидактическими играми, развивать мышление и др.).
·
Принцип научности –
представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея,
объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то
же время доступным для ребенка языком.
- Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
- Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться.
- Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
- Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В любом образовательном
учреждении существует проблема свободных помещений. Для расположения
мини-музеев можно использовать различные части предметных кабинетов, рекреаций
и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры классных
помещений, способствует воссозданию материальной и образной среды.
При
оформлении не включать в экспозицию лишний текстовой материал, так как основное
достоинство - это наглядность, убедительность изображений и натуральных
экспонатов. Тематическая экспозиция должна обращать на себя внимание своей
эстетической выразительностью.
По
содержанию мини-музей могут быть посвящены:
1.актуальным
проблемам современности (Экологическая проблема, здоровый образ жизни,
профилактика дорожно-транспортного травматизма и т. д.);
2.
памятным датам (12 апреля, День Победы, и т. д.);
3. жизни и
творчеству выдающихся людей;
4. историческому
событию;
5. как
помощь учебному процессу (раскрытие научного понятия, темы)
Каждой из
выставок должно быть присуще своё оригинальное оформительское решение.
Процесс
организации и оформления мини-музея состоит из нескольких этапов:
1 . выбор
темы;
2.
составление тематического и тематико-экспозиционного плана;
3. сбор
экспонатов;
4. выбор
места, где будет расположен;
5.
составление эскиза оформления с учетом цветового решения.
Оформление мини-музеев
Наиболее
оптимальный вариант размещения
экспонатов мини-музея на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить
эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной
величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости
(на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать
коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с
разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в
горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их
визуально. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков,
цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их
между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение
вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Размещение материала на настенных полочках;
- Использование ширм;
- Использование стендов;
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень
удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты
в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко
и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по
форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу
привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются
для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие
объемные предметы.
При
определении содержания необходимо:
1. Заранее
подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для
проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться
несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и
т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и
до времени хранятся в «запасниках».
2.
Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»:
что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на
начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте
его весь. Главная задача музея постоянно поддерживать к нему живой интерес
обучающихся и не допускать скучного однообразия.
Исключительно
важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии).
И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод
взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из
числа заинтересованных учащихся.
Глоссарий:
Экспозиция — основная
форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой
осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных и
размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией
и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в
музее или на выставке
Экскурсия —
коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места,
выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной,
спортивной или увеселительной целью. Показ объектов экскурсии происходит под
руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает
аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического
события, связанного с этим объектом.
Опыт коллег
Видеоролик "Школьный музей.История одного предмета."
Роль
метапредметных мини - музеев в формировании универсальных учебных действий. Скачать материал.
Опыт абаканских коллег.
Опыт тюменских коллег.
Литература:
1. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Троянская Л.Н.
2.Концепция развития этнографического музея "Лукоморье"
Опыт абаканских коллег.
Опыт тюменских коллег.
Литература:
1. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. Троянская Л.Н.
2.Концепция развития этнографического музея "Лукоморье"
Уважаемые педагоги!
Приглашаем вас и ваших обучающихся принять участие в конкурсе мини-музеев, который проводится в рамках опорной площадки!
Спасибо за то, что были с нами! А теперь мы просим вас заполнить анкету, перейдите по ссылке
Материалы первого занятия опорной площадки
На развитие ребенка оказывает
влияние, помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в
которую с раннего детства включается ребенок. Подросток, жизнедеятельность
которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной
национальной культуры. Общение в
социальной среде и обучение в образовательном учреждении с представителями
разных культур влияет, с одной стороны, на его этническую
самоидентификацию, а с другой стороны, развивает поликультурную направленность
его личности и толерантность.
Данный инновационный опыт направлен
на выполнение социально-образовательного заказа, проводимого в России на основе
Концепции поликультурного образования. Актуальность инновационного
педагогического опыта в реальной педагогической практике подтверждена востребованностью
в педагогической среде.
Организация деятельности
осуществляется по следующим направлениям: познание и принятие себя; изучение
семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;
определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя
полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему
народу, понимание мультикультурного пространства России и формирование
толерантности к представителям народов и народностей России.
Тема: «Формирование поликультурного пространства
образовательного учреждения»
Nп/п
|
Тема
|
Форма
проведения
|
Дата
|
Материалы
|
1.
|
Формирование
установок толерантного сознания у детей посредством социально-познавательных
проектов.
|
Семинар-практикум
|
26.09.2018
|
|
2.
|
Мини-музей
как инструмент поликультурного образования.
|
Дистанционный семинар, конкурс
проектов для обучающихся 3-9 классов «Мой мини-музей»
|
1.11-31.12. 2018
|
|
3.
|
Технологии
разработки маршрутов образовательного туризма в рамках реализации основной
образовательной программы НОО и ОО в соответствии с ФГОС.
|
Дистанционный семинар, конкурс
проектов для педагогов «Маршруты образовательного туризма»
|
10.01.19-10.03.19
|
|
4.
|
Технологии
постановки и решения социально-педагогических задач в поликультурной
образовательной среде.
|
Круглый стол
|
27.03.2019
|
Центр географического образования.
Естественнонаучное образование -
надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли. Наша
творческая группа учителей биологии и географии совместно с преподавателями КГУ
решила запустить проект «Центр
географического образования «Эверест».
Данный проект затрагивает проработку
таких задач, как:
- создание
информационно-образовательной среды, объединяющей всех участников группы в
социальной сети ВКонтакте;
- выявление и поддержка учащихся, проявляющий
устойчивый интерес к географии и биологии;
- умение самостоятельно искать,
извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения
учебных задач информацию;
- развитие творческих и
интеллектуальных способностей учащихся. Тематическое поле проекта: внеклассная
информационно-познавательная деятельность школьников.
Итоги проекта будут подводиться в
мае.
Освещение деятельности центра в социальной сети
ВКонтакте
Семёнова О.И. Задачи, направления работы Центра Географического образования.
Смотреть видео
Презентация по плану работы Центра географического образования смотреть.
Положение о конкурсе проектов для обучающихся 5-9 классов «Мой мини-музей»
Положение о конкурсе проектов для педагогов «Маршруты образовательного туризма»
Положение о конкурсе "Лето моих путешествий"
Программа опорной площадки "Формирование поликультурного пространства ОУ" на 2017-2018 учебный год
№
|
Тема
|
Форма
|
Дата
|
Ответственные
|
1
|
Технология диалога
культур: воспитание гражданственности и социокультурной компетенции.
|
встреча с мастером,
мастер-класс
|
04.10.2017
|
Иванова И.А., заместитель
директора по НМР
|
2
|
Использование
интерактивных технологий в поликультурном образовании.
- Видеотехнологии, в том
числе, мультипроекты
|
Мастер-класс
|
6.12.2017
|
Иванова И.А., заместитель
директора по НМР
|
3
|
Интегративная технология
поликультурного образования «Я.Л.И.К»
- поэтапная организация
игры «Путешествие по Кургану»
|
Мастер-класс
|
14.02.2018
|
Иванова И.А., заместитель
директора по НМР
|
4
|
Личностно-ориентированные
технологии в поликультурном образовании.
|
Семинар
|
21.03.2018
|
Иванова И.А., заместитель
директора по НМР
|
Материалы 1 занятия
Программа опорной площадки "Формирование поликультурного пространства ОУ" на 2016-2017 уч.год
№
п\п
|
Тема
|
Форма
проведения
|
Дата
|
1.
|
Возможности программы поликультурного образования:
- понятие
поликультурного образовательного пространства;
- роль
поликультурной личности педагога и его способности сопровождать процесс
становления поликультурной личности обучающегося
|
дискуссионная площадка
|
28.09.16
|
2.
|
Интерактивные формы работы с обучающимися по
формированию поликультурных компетенций:
– метод
кейс-ситуаций;
–
социально-психологический тренинг
|
семинар-практикум
|
16.11.16
|
3.
|
Технология дидактических сценариев в полилингвальном
обучении:
–
мастер-класс «Технология разработки и проведения телекоммуникационного
проекта»;
–
применение современных технологий в организации проектных лингвистических
исследований
|
семинар-практикум
|
15.02.17
|
4.
|
Использование потенциала исторического и культурного
наследия человечества в образовательном пространстве:
– мастер-класс
по декоративно-прикладному искусству;
–
мастер-класс по работе с художественным текстом
|
семинар-практикум
|
22.03.17
|
Документы
Программа развития «Школа
поликультурного образования» на 2014-2017 годы Скачать
Программа инновационной площадки "Формирование целостного поликультурного
пространства гимназии" Скачать
Отчет о результатах реализации муниципальной
инновационной площадки
«Формирование целостного поликультурного пространства
гимназии» МБОУ «Гимназия №32» за 2013-2014 учебный год Скачать
Итоговый отчет по результатам инновационной площадки Скачать
Методические материалы
Педагогические технологии культуротворческой
направленности Скачать
Флештренинг Скачать
Кейс - технологии Скачать
Календарь знаменательных дат на 2016-2017 уч.год Скачать
Материалы кейса
«Организация подростками питания гостей на
праздновании дня рождения своего друга»
Страна. США, Франция, Великобритания.
Стоимость продуктов. США, Франция, Великобритания.
Салат. США, Франция, Великобритания.
Положения конкурсов
Каталог Интернет-ресурсов по поликультурному
образованию
Комментариев нет:
Отправить комментарий