вторник, 18 февраля 2014 г.

Материалы педчтений



Роль наследия К.Д.Ушинского в организации
современного литературного образования
И.Б.Толмачевская, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации. МБОУ «Гимназия №32»
К.Д.Ушинский называл педагогику "искусством воспитания". "Воспитатель есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа – мастерская», - утверждал великий педагог. Эти убеждения мне очень близки, как близки и следующие идеи:
·               концентрация учебных предметов вокруг родного языка как лучшего средства воспитания и развития личности (в языке, по мнению К.Д.Ушинского, одухотворен народ и его родина, язык – самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее); особая роль литературы, предмета, целью которого является изучение русских писателей как носителей русского самосознания;
·               свободная инициативная деятельность ребенка в коллективной деловой игре (игре-труде), доставляющей радость, создающей условия для общения, образования внутриколлективных зависимостей, воспитывающей доброе отношение детей друг к другу, развивающей нравственные чувства.

Эти открытия Ушинского нашли своё продолжение в совремнной педагогике И.П.Иванова с его методикой КТД, Е.Н.Ильина с его системой формирования высоконравственной личности посредством родного слова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, разработавших основы развивающего обучения, и других педагогов-новаторов.
Мне хочется показать, сколь важно наследие К.Д.Ушинского для учителя словесности. Именно благодаря изучению великого русского языка и великой русской классической литературы возможно решение нравственно-философских проблем, воспитание моральных основ и важнейших качеств личности: гражданственности, эстетического вкуса, потребности в непрерывном самосовершенствовании, эмоциональной чувствительности.
Несомненно, надо учить детей любить процесс чтения. Для этого необходимо показывать учащимся, как книга раскрывает свои тайны, как прекрасна русская речь, какое наслаждение приносит общение с писателем.
Большую роль в воспитании вдумчивого читателя играют уроки комментированного чтения на аналитической основе. Уроки комментированного чтения и целостного анализа художественного произведения провожу при изучении «Слова о полку Игореве», «Горя от ума» А.С.Грибоедова, «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, «Грозы» А.Н.Островского. Наряду с анализом эпизодов, обязательно подробно разбираю первые главы «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского (определяем интригу детектива, затем выходим на идейный замысел произведения), романа И.А.Гончарова «Обломов» (знакомимся с героем), романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (исследуем «вечную» нравственную проблему взаимоотношения поколений), начала «Войны и мира» Л.Н.Толстого (проводим сравнительный анализ эпизодов «Вечер в салоне Шерер» и «Именины в доме Ростовых»). Считаю, что тщательное исследование текста необходимо, так как учащиеся не имеют достаточного жизненного опыта и многие понятия им неизвестны, на некоторые моменты, несущие нравственный заряд, на особенности авторского стиля они не обращают внимания без помощи учителя.
Для установления духовного контакта с учениками, для воспитания творческого читателя считаю необходимым применять нестандартные формы обучения. В моей приктике это:
·               урок-деловая игра: «Образная система пьесы А.Н.Островского «Гроза»; «Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души», «Сказки» Салтыкова-Щедрина»;
·               Пушкинский зачёт;
·               составление логических схем: «Бунт или смирение?» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»), «Герой нашего времени» – первый психологический роман», «Бородинская битва в изображении Толстого и с точки зрения историков», «Свобода от чего или свобода во имя чего?» (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»), «Вся Россия – наш сад?» (по пьесе Чехова «Вишнёвый сад»);
·               урок-концерт по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;
·               урок-эпитафия «Прощание с Катериной» (по пьесе Островского «Гроза»);
·               уроки-диспуты или сократические беседы: «Всё ли дозволено гениям?» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»), «Путь Христа – путь России» (по поэме А.А.Блока «Двенадцать») и др.;
·               уроки-видеоклипы, уроки-видеомы (урок-исследование по видеомам А.Вознесенского, составление видеомов по повести А.И.Приставкина «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», создание видеоклипов по стихотворению А.С.Пушкина «Осень»).
На таких уроках царит дух свободного общения и творчества. Все они содержат элементы коллективной деловой игры.
УРОК-ЭТИЧЕСКАЯ ИГРА «Прощание с Катериной»
по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Содержание урока: дети пишут минисочинения – эпитафии Катерине. На уроке в соответствующей эмоциональной обстановке произносят их вслух.
Вот пример одной из творческих работ:
Мы вечно будем вспоминать
                 твои прекрасные виденья,
Когда в суровом заточенье
                 тебя заставили страдать.
Теперь ты ангел, что ж, лети,
                 на небе продолжай молиться.
Твоя любовь воскреснет птицей,
                 её на волю отпусти.
Мы промолчим в своей мольбе:
                 - Прости за все, прощай надолго.
И вновь гроза над хмурой Волгой
                 нам всем напомнит о тебе.
                                             Алёна Рожина
Изучение каждой монографической темы стараюсь закончить праздником. Итоговый урок должен остаться в памяти учащихся, с героями произведений ребята должны расставаться с чувством сожаления, чтобы возникло желание ещё и ещё раз встретиться с ними не по требованию учителя, а по зову сердца. Вот пример того, как судьба писателя, произведения классики остаются в сердцах детей.
Моему любимому поэту Н. С. Г.
                          Как всегда, он дерзок и спокоен,
                          И не знал ни ужаса, ни злости.
                                    Н.Гумилёв. «Старый конквистадор»
Бездонное небо над головой,
Изломанный ритм времени.
Тебя называли «чудак» и «герой»,
Приставив оружие к темени.
Презрение к смерти и храбрость твоя –
Опора и наказание.
Тебя предают и спасают друзья.
Тебе ж неизвестно раскаянье.
Призвание – слово, оружие – стих.
Весь ужас войны в паре строчек.
И голос со смертью, не думай, не стих:
Ещё не расставлены точки.
И даже на казнь ты с улыбкою шёл:
За дружбу – расстрел – расплата.
Тебе оправдания суд не нашёл.
Кому это было надо?
Бездонное небо над головой.
Так хочется жить! На рассвете
Уходит из жизни поэт и герой,
Оставив свой след на планете.
Полина Новгородова
Превратить рядовое событие в праздник мне помогает система итоговых коллективных творческих заданий:
·               литературная игра «Образ» по «Слову о полку Игореве…»;
·               конкурс «Защита драмы» «Дом Островского. Малый Малый театр»;
·               конкурс телепередач по творчеству Н.А.Некрасова;
·               конкурс литературных вечеров «Поэзия Серебряного века»;
·               КВН по творчеству Маяковского.
Это ролевые игры, которые дают возможность самовыражения и самореализации для каждого ученика.
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МОЩНЫЙ СТИМУЛ САМОРАЗВИТИЯ
Целевые ориентации:
·               Внимательное, творческое прочтение художественного произведения
·               Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение
·               Преподавание литературы как искусства
·               Личностно-деятельностный подход
Эта система коллективных творческих заданий укладывается в рамки современной проектной методики.
После каждого конкурса обязательно подводим итоги увиденного и услышанного. Ребята отмечают положительные моменты, указывают на недостатки. Вместе решаем, как оценить работы. Называем победителей. На заключительном празднике, куда приглашаются все учащиеся параллели, представляем лучшие программы.
Конкурс «Защита драмы»
«Дом Островского. Малый Малый театр»
Цель: расширить круг чтения учащихся.
Задание: прочитать пьесы А.Н.Островского. Выбрать одну из них и творчески представить на уроке.
Условия игры:
·               История создания пьесы
·               Сюжет
·               Сцена из пьесы
·               Выдающиеся постановки пьесы А.Н.Островского
Класс выбирает победителя конкурса по критериям:
·               Представление (афиша, программки, ведущий).
·               Полнота и убедительность рассказа о произведении.
·               Зрелищность постановки (сценарий, режиссура костюмы, декорации, музыка).
·               Актёрское исполнение.
Лучшие представления показываем на общем празднике на большой сцене. Зрители – вся параллель, учителя, родители, гости.
Подобные формы работ ценны не только тем, что в процессе подготовки и проведения возникает интеллектуальная и духовная общность, основанная на творческом самовыражении и увлеченности познанием, но и тем, что дают возможность детям проявить и оценить себя в разных видах творческой деятельности. Готовя такой конкурс, учащиеся выступают в роли сценаристов, режиссеров, актеров, звукорежиссеров, звукооператоров, художников, журналистов и т. д. Может быть, кто-то уже пробует силы в будущей профессии. Дети поют, танцуют, играют на разных музыкальных инструментах – это усиливает эмоциональное восприятие художественного произведения, даёт возможность на уроках осуществить связь литературы с другими видами искусств. Разнообразие содержания таких уроков позволяют обратить внимание на каждого ученика.
На праздниках создаётся ситуация успеха, а значит, позитивно изменяется отношение учащихся к классике, к урокам литературы, к одноклассникам, к самим себе и к учителю тоже.
Внеклассная работа по литературе – неотъемлемая часть того творческого процесса, в котором оказываются ученики. Кроме того, что многие из наших коллективных творческих дел становятся школьными праздниками (КВН, гостиная «Дом Островского» и др.), в моей практике есть
·               литературный вечер, посвященный творчеству Лермонтова;
·               разговор при свечах «Поговорим о Есенине»;
·               празднование юбилейных дат Пушкина (в течение целого года, с литературной гостиной «Я помню чудное мгновенье…», праздником «Блюда пушкинского стола», спектаклями и конкурсами, с Большим Пушкинским балом) и других писателей;
·               встречи с творческими людьми города (В.Ф.Потаниным и участниками его студии, зауральскими поэтами, В.Лянской и др.);
·               творческие вечера учащихся с презентацией их поэтических сборников;
·               уроки семейного чтения (по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»).
С нынешними старшеклассниками (исходя из их интересов и возможностей) провела несколько научно-практических конференций: «В начале было «Слово», «А Пушкин – наше всё», «Достоевский и современность». В этом учебном году у нас работает поэтический клуб, на заседаниях которого мы слушаем стихотворения поэтов-классиков, современных поэтов, стихи участников нашего клуба.
Русская словесность развивает одновременно ум и душу, выполняя две основные функции: просветительскую и образовательную. Чтение классики формирует у подрастающего поколения мировоззренческие понятия, эстетические взгляды, нравственные категории; посредством чтения книг развивается практическая грамотность, речь, память, образное и логическое мышление, то есть всё то, без чего немыслима креативная личность – человек будущего. Это ещё раз убеждает нас в правоте и величии мысли замечательного педагога К.Д.Ушинского, «учИтеля русских учителей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...