Активизация
познавательной деятельности как условие саморазвития
личности
Верховых И. В.,учитель биологии высшей кв. категории
МБОУ «Гимназия №32»
В содержании общего образования К.Д. Ушинский
отводил большое место естественнонаучному образованию. Особо - изучению
природы, называя ее одним из «великих наставников человечества», не только
потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее
познавательного и воспитательного значения. Обучение
рассматривалось Ушинским, как посильная деятельность детей под руководством
учителя. Желание каждого учителя – привить
любовь и интерес к своему предмету, вот и мое – к биологии.
Учение должно
быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей. Важным основанием педагогики Ушинский
считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к
разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной
закон детской психики.
В области организации и
конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить
ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной
деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического
запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий
педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы
наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших
школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.
Одним из факторов, влияющих на характер усвоения
учебного материала является наглядность обучения. Средства наглядности
обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым
способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с
жизнью, а так же повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их
усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся
эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Это и рисунки в учебнике, открытки,
портреты ученых – естествоиспытателей и
биологов, учебные таблицы,
коллекции, живые и натуральные объекты, микропрепараты, модели (разборные, рельефные,
структурные, объёмные, аппликации), видеофильмы и др. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения
биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений
и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала.
Дидактика Ушинского является
теорией организации учителем познавательной
деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию
трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и
самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед
педагогом задачу «учить учиться» и
помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он
исходил из того, что «... следует передать ученику не только те или другие
познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя,
приобретать новые познания».
Для проявления познавательной деятельности необходимы следующие
условия:
·
создание
атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
·
создание
“ситуации успеха” для каждого учащегося;
·
включение
ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
·
использование
элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
·
использование
проблемных ситуаций;
·
практико-ориентированная
направленность изучаемого материала.
Для повышения познавательной деятельности
обучающихся в своей педагогической деятельности стараюсь использовать различные
пути ее активизации, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств
обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют
активность и самостоятельность учащихся: «истина, добытая путем собственного напряжения
усилий, имеет огромную познавательную ценность».
В современных условиях считаю
важным на уроках биологии, для повышения познавательной деятельности
обучающихся, использовать такие формы и методы ее активизации, как лабораторные
и практические работы, демонстрационные опыты, самостоятельные
работы, проблемные ситуации или мини-исследования, деловая игра, диспут, тестирование,
зачет, семинар, организация самостоятельной работы с учебником (для
составления плана-конспекта, схем, таблиц, тестовых заданий, кроссвордов) и др.
Так же важно повышать
качества каждого урока через целенаправленное применение приёмов,
активизирующих учебную деятельность учащихся: новизны (интересные факты и
сведения, исторические данные), натурализации (использование натуральных
объектов), эвристические (вопросы
занимательные и повышенной сложности, задания
в рабочей тетради продвинутого уровня), нестандартные задания, решение биологических
задач и построение графиков, доклад или сообщение, кроссворды, ребусы, загадки,
взаимопроверка, презентации и др. Такая организация познавательной деятельности
учащихся обеспечивает не только простое запоминание материала и формирование
устойчивого внимания, но и дает учащимся некоторые навыки и умения
самостоятельно добывать знания.
Одним из условий реализации активизации
деятельности является обязательное выделение в содержании учебного материала
объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, и отработка на уроке
именно этого материала. Если ученик усвоил на уроке главное, существенное, то в
этом большая и удача, и заслуга учителя. Это может быть достигнуто путем
формирования общебиологического понятийного аппарата (изучение новых понятий
темы на уроке), создания опорных конспектов,
планов конспектов, составления схем, таблиц и др.
Осуществление перехода от человека
знающего к человеку знающему, понимающему и деятельному обеспечивает
практическая направленность учебного процесса, создание реальных возможностей
применения обучающимися полученных знаний, умений и навыков. Это должно
выражаться в самостоятельном созидании определенного продукта (разработка
проекта, выполнении лабораторно – практических работ, работы творческого,
исследовательского и реферативного характера, посадки растений, уход за
животными и растениями, участие в природоохранительной деятельности и
экологических акциях) и готовности применять приобретенные знания в своей
практической деятельности.
Одним из требований к
современному уроку являются несколько иные подходы к использованию игровых
форм. «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но
помните, что не все может быть занимательным в учении...». Это целесообразно в
том случае, если не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью,
не изменяет сути того, что должны изучить дети. Примерами из практики
преподавания могут быть используемые мною игровые элементы урока такие как:
«Пятый лишний» (выбрать лишнее понятие, обосновать причину выбора); «Белые
пятна» (в карточках заполнить пробелы с обоснованием); «Попади в цель» (найти
закономерность и выполнить дальнейшее расположение объектов или понятий);
«Найди ошибку»; «Выбери нас» и др.
Дополнительную мотивацию к изучению
экологического материала по учебной программе в 11 классе дает проведение экологической
игры «У озера». Урок - игру
проводят преподаватели КГУ Технологического факультета кафедры
«Экология и БЖД» в целях профориентационной работы. Игра может быть проведена
как на базе школы, так и при проведении
экскурсии в университет.
Повышение познавательной активности
обучающихся осуществляется и через установление межпредметных связей при проведении
например бинарного урока – практикума в 11 классе «Биоритмы человека»
(информатика - биология). Обучающиеся на основе биологических знаний, показывая
компьютерную грамотность, строят графики собственных биоритмов и читают их.
Активизация
познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем
педагогики, именно она способствует развитию познавательного интереса и является необходимым условием
формирования умственных качеств личности. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьёзность,
допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без
приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок
без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий