ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО
В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Догадова,
учитель математики МБОУ «Гимназия №32» г. Кургана
Великий русский педагог К.Д. Ушинский создал научно
обоснованную теорию воспитания и обучения. Идеи педагога-классика XIX века не
утратили своей актуальности и в XXI веке.
К.Д. Ушинский по-новаторски подошел к
разработке принципов обучения. В его произведениях нашли обоснование такие
дидактических принципы: наглядности, сознательности и активности,
последовательности и систематичности, прочности знаний, связи обучения с
жизнью, эмоциональности, сочетание интереса и ответственности и др.
Проблемы школьного образования существуют и сейчас,
поэтому и в XXI веке мы говорим о необходимости модернизации образования. Постепенно
решаются вопросы о межпредметных связях, о полезности полученных в школе знаний
для повседневной жизни. Рассмотрим фрагменты заданий ЕГЭ по математике в 11
классе: Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за месяц? Какое наименьшее
количество банок краски нужно купить для покраски пола? В каком из городов
окажется самым дешёвым определённый набор продуктов? Какое наименьшее
сопротивление должно быть у прибора? Найдите массу сплава. Определите наименьшую температуру воздуха и т.д. Просматривается
связь с жизнью, природой, банковским делом, химией, физикой, астрономией и т.д.
Когда содержание обучения отобрано, нужно определиться
с последовательностью его изучения. К.Д. Ушинский отмечал, что процесс учения и
процесс научного познания имеют одну основу, и учащийся в процессе обучения под
руководством учителя должен проходит путь, пройденный человечеством в науке. Педагог
также подчёркивал, насколько важно приводить приобретённые знания в систему:
«Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в
беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».
Систематизация знаний очень важна в математике. Дети начинают
знакомиться с числами ещё в раннем детстве, когда по просьбе родителей считают
количество птичек на ветке. Затем каждый год в школе они узнают о существовании
все новых видов чисел. Выпускники школы должны чётко представлять иерархию всех
изученных чисел (схема «Классификация чисел»).
Можно обсудить со школьниками вопрос о том, совпадает
ли последовательность изучения чисел в школьном учебнике с историческим путем
появления новых видов чисел.
Если после изучения каждой учебной дисциплины у ученика
в голове сложится стройная система знаний и представлений, если будут
осуществляться межпредметные взаимосвязи, то это приведёт к формированию
научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём.
К.Д. Ушинский отмечал, что умственный труд – один из
самых тяжёлых видов человеческого труда, и школа призвана приучить ребёнка к
умственному труду, «и эта обязанность более важна, нежели передача самого
предмета». Анализируя эффективность разных методов обучения, лучшим методом
обучения для всех возрастных групп школьников педагог называл сократический метод.
Он писал: «Конечно, дело идет гораздо быстрее, когда учитель сам прямо
высказывает оценку факта или навязывает ученику свою, уже готовую, мысль. …Мысль,
объясненная учителем, никогда не уляжется в голове так прочно и сознательно,
никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он
сам её выработает».
При изучении математики ученикам часто сообщаются уже
оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а
затем предлагаются задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные
факты. На своих уроках стараюсь так организовать учебную деятельность, чтобы
знания не давались в готовом виде, а организовываю учеников на их «добывание»,
«открытие». В этом случае школьники становятся активными участниками процесса
обучения.
Много внимания К.Д. Ушинский уделял прочности усвоения
детьми учебного материала. Он пишет: «Как вообще расширились и размножились познания людей, как
много должна выдерживать память современного человека. Как мало ещё сделала
педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих
методах, и в своих учебниках!»
Педагог предлагал использовать «мнемонические
подставки памяти». Я собираю «мнемонические уловки» относящиеся к математике из
разных источников и использую их на уроках.
Например, при решении
простейших тригонометрических неравенств с синусом и косинусом (10 кл.) чертят
тригонометрический круг и проводят хорды, параллельные оси х или оси у. Некоторые
учащиеся забывают, какую хорду в каком случае провести. Помогает памяти следующее
правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытягивает губы в
«горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенства с
синусом надо провести горизонтальную хорду (рис. 1). Аналогично для косинуса.
Здесь ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном»
направлении. Значит, необходимо провести хорду, параллельную оси ординат (рис. 2).
Избегать ошибок при раскрытии скобок в 6
классе помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а
слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».
Для этой же цели
рекомендую ученикам использовать следующие стишки:
Перед скобкой вижу плюс,
Ошибиться не боюсь!
Скобки раскрываю,
Знаки сохраняю.
|
Перед скобкой
минус,
Будьте осторожными!
Знаки изменяются
На противоположные.
|
Девизом моей работы являются
слова К.Д. Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой
принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Великий педагог
предлагал несколько «средств усиления впечатления». Например, занимательность
преподавания.
Учитывая возрастные особенности детей, в
5-6 классах провожу уроки занимательной математики, стандартные уроки, кроме
того, на традиционных уроках использую элементы игры, соревнования.
К.Д. Ушинский отмечал важность и ещё одного принципа обучения – принципа
посильности. Во избежание переутомления и нервных расстройств нельзя допускать
перегрузки детей учебными занятиями. Обращал внимание
на необходимость для детей частой смены деятельности, указывал на необходимость
«гимнастики и всякого рода телесных упражнений», предлагал применять во время
обучения физкультпаузы.
Считаю полезным изучение трудов великих педагогов,
где содержится много полезных истин, которые будут актуальными, наверно, всегда,
и могут помочь нам в нашей нелёгкой работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий