ушинский from Ирина Иванова
Педагогические идеи К.Д.Ушинского и современное
экологическое образование
Широченкова А.П., учитель биологии, Широченкова
Т.П., учитель географии и биологии
МБОУ «Гимназия №32»
Экологические проблемы затрагивают интересы каждого
человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение
экологических проблем в первую очередь зависят от уровня ответственности
каждого человека за состояние природной среды.
«Идея культуросообразного и природосообразного образования, в том
числе и экологического, становится в настоящее время новой парадигмой
образования» отметил Д.А. Медведев.
Экологическое
воспитание детей – новое направление
современной педагогики. Педагогическую
ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы еще подчеркивали такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци Ф., Дистерверг.
Не остался
в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский.
К.Д. Ушинский, один из первых не
только в отечественной, но и в мировой педагогике выявил важность изучения
природы для ребенка.
Выдающийся педагог показал
необходимость формирования не только знаний о природе, но и любви ко всему
живому, сумел в своих теоретических, учебных и методических работах выстроить
систему того, что мы сегодня называем экологическим образованием.
Ушинский
заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для
учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи,
взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в
окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования
экологической культуры школьников, необходимым условием становления
ответственного отношения к природе.
Вместе с
тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят
логического мышления, памяти, воображения.
К.Д.
Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал:
"странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в
педагогике".
В учебнике "Родное
слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными,
птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы; при помощи
стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Ушинский
считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее
влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение
с ней.
В педагогическом учении К.Д. Ушинского разработана оригинальная концепция
природоохранного воспитания. Так К.Д. Ушинский утверждал, что природа не
является пассивным материалом удовлетворения человеческих потребностей, но
определяет его материальную, культурную и духовную жизнь.
Он разработал собственную модель
изучения природы. Согласно ей, природа должна изучаться не только в рамках
естественных наук, но и целостно, в единстве естественных и гуманитарных наук,
народных представлений, эстетики, религии, которые в целом определяют подходы к
изучению окружающего мира и выстраиванию жизни ребенка на основании этих знаний
и опыта.
Актуальным вопросом
в отечественной системе экологического образования учащихся сегодня является выбор методов, средств и форм,
повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.
Школьное
экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач – заложить
основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения –
экологическим.
В начальной школе элементы природоохранного воспитания
включаются практически во все дисциплины.
В старшем звене особую роль должна играть комплексная природоохранная деятельность
школьников, природоохранное обучение и воспитание, просвещение, пропаганда, которая создавала бы у ребенка
природоохранное сознание (экологическое мировоззрение).
В
своей работе мы вовлекаем детей в различные виды природоохранной деятельности
по следующим направлениям:
- защита природной среды: подкормка животных зимой; изготовление кормушек. Главное в такой деятельности, чтобы ребёнок почувствовал ответственность от своих действий, осознал, что от того, что он сделал, зависит судьба маленьких и хрупких существ. Вместе с осознанием этой зависимости, к нему придёт и чувство ответственности за другое свои поступки и экологическое воспитание ребенка. Учащимися нашей гимназии в течение года организовывали акции «Помогите птицам!», активными участниками которой, стали учащиеся 5-6-7 классов. Ребята изучили изготовление кормушек, сами нарисовали эскизы, сделали кормушки своими руками, заготовляли корм для птиц, в холодный зимний период осуществляли подкормку птиц. Традиционными стали мероприятия по посадке деревьев Международной акции ENO (экология в режиме реального времени 21мая).
- защита природной среды: подкормка животных зимой; изготовление кормушек. Главное в такой деятельности, чтобы ребёнок почувствовал ответственность от своих действий, осознал, что от того, что он сделал, зависит судьба маленьких и хрупких существ. Вместе с осознанием этой зависимости, к нему придёт и чувство ответственности за другое свои поступки и экологическое воспитание ребенка. Учащимися нашей гимназии в течение года организовывали акции «Помогите птицам!», активными участниками которой, стали учащиеся 5-6-7 классов. Ребята изучили изготовление кормушек, сами нарисовали эскизы, сделали кормушки своими руками, заготовляли корм для птиц, в холодный зимний период осуществляли подкормку птиц. Традиционными стали мероприятия по посадке деревьев Международной акции ENO (экология в режиме реального времени 21мая).
- мероприятия по улучшению природной среды. Ребята гимназии приняли участие в таких акциях как: «Украсим
школу садом и цветами», во Всероссийской акции «С любовь к России мы делами
добрыми едины», «Лучше маленькая помощь, чем большое сочувствие», посвященная
Дню домашнего питомца.
- деятельность, направленная на пропаганду и разъяснение
идей охраны природы. В гимназии ежегодно организуются выставки рисунков и
фотографий «Я люблю свою планету». «Природы
лик живой», «Экология глазами детей». Ребята участвуют в городских,
областных и всероссийских конкурсах и
фестивалях экологической направленности «Экология планеты», «Мы глазами
природы», «Зеленый мир», «Зеленая планета
2013», «Красота родной природы»,
«Наука без жестокости», «Жить здорово! Это здорово!» и др.
Запоминающимися стали и такие мероприятия как «Всероссийский урок чистой воды»,
«Всероссийский урок экологии 17 мая», «Акция 10.10.10. Климатический урок»,
«Час Земли», «Живой символ Арктики – белый медведь», «День домашнего питомца»,
«День птиц», «День Земли», и др.
В работе, направленной на
воспитание экологической культуры и мировоззрения, используем такие формы
воспитания как: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические
сказки, которые позволяют изменить
потребительское отношение учащихся к природе.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Свое творчество ребята проявляют, участвуя в различных экологических конкурсах: «Наука без жестокости», «Вам весело? А им - нет!» (ВИТА), «Неделя защиты животных» (IFAW), «Здоровье планеты? В моих руках!» (Экобезопасность), «Экология планеты 2012» , «Зеленая планета 2013»(Академия Творчества) и др. Участие детей в конкурсах позволяет информировать подрастающее поколение о существующих экологических проблемах, предлагает учащимся выработать свою точку зрения по данному вопросу, способствуют развитию у подростков чувства сопереживания за других существ и желание предложить свою помощь для изменения ситуации. Участие в образовательных проектах, акциях являются эффективным инструментом экологического образования, активной жизненной позиции, морального самосознания. Именно это и отмечал в своих работах К.Д. Ушинский – воспитание ответственного отношения к природе.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Свое творчество ребята проявляют, участвуя в различных экологических конкурсах: «Наука без жестокости», «Вам весело? А им - нет!» (ВИТА), «Неделя защиты животных» (IFAW), «Здоровье планеты? В моих руках!» (Экобезопасность), «Экология планеты 2012» , «Зеленая планета 2013»(Академия Творчества) и др. Участие детей в конкурсах позволяет информировать подрастающее поколение о существующих экологических проблемах, предлагает учащимся выработать свою точку зрения по данному вопросу, способствуют развитию у подростков чувства сопереживания за других существ и желание предложить свою помощь для изменения ситуации. Участие в образовательных проектах, акциях являются эффективным инструментом экологического образования, активной жизненной позиции, морального самосознания. Именно это и отмечал в своих работах К.Д. Ушинский – воспитание ответственного отношения к природе.
В заключении хочется отметить, что значение педагогических
идей К.Д. Ушинского для современного экологического образования и воспитания
учащихся заключается в целостном и многомерном рассмотрении мира природы,
изучении окружающего мира с позиций народности, органического единстве законов
«естественного и нравственного», ответственности человека за сохранение
окружающей среды, воздействия природы на духовный мир человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий