Опорная площадка "Поликультурное пространство ОУ"




Программа опорной площадки  
"Формирование поликультурного пространства ОУ" 
на 2018-2019 учебный год


Подведены итоги конкурса «Мой мини-музей», организованного в рамках работы муниципальной опорной площадки МБОУ «Гимназия №32 им.Е.К.Кулаковой» «Формирование поликультурного пространства ОУ». Победителем стал коллектив учащихся 3-4 классов МБОУ «СОШ №26» под руководством Евдокимовой Светланы Александровны, педагога-библиотекаря. Поздравляем коллектив школы с победой!


Материалы, присланные на конкурс "Мой мини-музей"

1."Поздравление с Новым годом", педагоги Лагушина Т.А., Жернакова Л.В. МБОУ "Гимназия №32"

2."Лэпбук как мини музей в географии", педагог Семёнова О.И., МБОУ "Гимназия №32"
3."Волшебный мир шахмат", педагог Евдокимова С.А., МБОУ "СОШ №26"

4. "Ах, ты, зимушка-зима!", педагог Евдокимова С.А., МБОУ "СОШ №26"


 

Уважаемые педагоги, приглашаем вас к участию во втором занятии муниципальной опорной площадки МБОУ «Гимназия №32»
 «Формирование поликультурного пространства ОУ»!


В формате медианара рассматривается тема «Мини-музей как инструмент поликультурного образования». Для того, чтобы стать участником площадки необходимо зайти на блог виртуального методического кабинета гимназии http://metkab32.blogspot.com/, прочитать предлагаемые материалы в текстовом и медиа формате, скачать необходимые документы и книги, а в конце заполнить анкету участника опорной площадки в онлайн-форме. Мы всегда рады нашим гостям!
Творческая группа педагогов гимназии №32


«Организация мини-музея в условиях общеобразовательного учреждения»


Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для обучащихся образовательных учреждений.
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Тематические экспозиции становятся «мини-музеями». Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры школьников необходимо учитывать следующие принципы.
  • Наглядность
  • Доступность
  • Динамичность
  • Содержательность
При изучении каких блоков программы используются экспонаты; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, наблюдение, моделирование)?
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Принципы создания мини-музея
  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ОУ  и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять обучающимся возможность реализовать себя в разных видах творческой деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию, заниматься дидактическими играми, развивать мышление и др.).
·         Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В любом образовательном учреждении существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части предметных кабинетов, рекреаций и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры классных помещений, способствует воссозданию материальной и образной среды.
При оформлении не включать в экспозицию лишний текстовой материал, так как основное достоинство - это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов. Тематическая экспозиция должна обращать на себя внимание своей эстетической выразительностью.
По содержанию мини-музей могут быть посвящены:
1.актуальным проблемам современности (Экологическая проблема, здоровый образ жизни, профилактика дорожно-транспортного травматизма и т. д.);
2. памятным датам (12 апреля, День Победы, и т. д.);
3. жизни и творчеству выдающихся людей;
4. историческому событию;
5. как помощь учебному процессу (раскрытие научного понятия, темы)
Каждой из выставок должно быть присуще своё оригинальное оформительское решение.
Процесс организации и оформления мини-музея состоит из нескольких этапов:
1 . выбор темы;
2. составление тематического и тематико-экспозиционного плана;
3. сбор экспонатов;
4. выбор места, где будет расположен;
5. составление эскиза оформления с учетом цветового решения.
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальный вариант  размещения экспонатов мини-музея на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея постоянно поддерживать к нему живой интерес обучающихся и не допускать скучного однообразия.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из числа заинтересованных учащихся.

Глоссарий:
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. 
Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке

Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов экскурсии происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.
Опыт коллег 

Видеоролик "Школьный музей.История одного предмета."



Уважаемые педагоги!
Приглашаем вас и ваших обучающихся принять участие в конкурсе мини-музеев, который проводится в рамках опорной площадки!

Спасибо за то, что были с нами! А теперь мы просим вас заполнить анкету, перейдите по ссылке 

 Материалы первого занятия опорной площадки


На развитие ребенка оказывает влияние, помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в которую с раннего детства включается ребенок. Подросток, жизнедеятельность которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной национальной культуры.  Общение в социальной среде и обучение в образовательном учреждении с представителями разных  культур  влияет, с одной стороны, на его этническую самоидентификацию, а с другой стороны, развивает поликультурную направленность его личности и толерантность.

Данный инновационный опыт направлен на выполнение социально-образовательного заказа, проводимого в России на основе Концепции поликультурного образования. Актуальность инновационного педагогического опыта в реальной педагогической практике подтверждена востребованностью в педагогической среде.

Организация деятельности осуществляется по следующим направлениям: познание и принятие себя; изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье; определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу, понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России.
 

Тема: «Формирование поликультурного пространства образовательного учреждения»                                             
Nп/п
Тема
Форма
проведения
Дата
Материалы
1.
Формирование установок толерантного сознания у детей посредством социально-познавательных проектов.
Семинар-практикум
26.09.2018
2.
Мини-музей как инструмент поликультурного образования.
Дистанционный семинар, конкурс проектов для обучающихся 3-9 классов «Мой мини-музей»
1.11-31.12. 2018
3.
Технологии разработки маршрутов образовательного туризма в рамках реализации основной образовательной программы НОО и ОО в соответствии с ФГОС.
Дистанционный семинар, конкурс проектов для педагогов «Маршруты образовательного туризма»
10.01.19-10.03.19
4.
Технологии постановки и решения социально-педагогических задач в поликультурной образовательной среде.
Круглый стол
27.03.2019







Центр географического образования.
Естественнонаучное образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли. Наша творческая группа учителей биологии и географии совместно с преподавателями КГУ  решила запустить проект «Центр географического образования «Эверест».
Данный проект затрагивает проработку таких задач, как:
- создание информационно-образовательной среды, объединяющей всех участников группы в социальной сети ВКонтакте;
 - выявление и поддержка учащихся, проявляющий устойчивый интерес к географии и биологии;
- умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Тематическое поле проекта: внеклассная информационно-познавательная деятельность школьников.
Итоги проекта будут подводиться в мае.

Освещение деятельности центра в социальной сети ВКонтакте

https://vk.com/public171286036

Семёнова О.И. Задачи, направления работы Центра Географического образования.
Смотреть видео 

Презентация по плану работы Центра географического образования смотреть

Положение о  конкурсе проектов для обучающихся 5-9 классов «Мой мини-музей»

Положение о  конкурсе проектов для педагогов «Маршруты образовательного туризма»

Положение о конкурсе "Лето моих путешествий"

 

Программа опорной площадки  "Формирование поликультурного пространства ОУ" на 2017-2018 учебный год


Тема
Форма
Дата
Ответственные
1
Технология диалога культур: воспитание гражданственности и социокультурной компетенции.
встреча с мастером, мастер-класс
04.10.2017
Иванова И.А., заместитель директора по НМР
2
Использование интерактивных  технологий в поликультурном образовании.
- Видеотехнологии, в том числе, мультипроекты
Мастер-класс
6.12.2017
Иванова И.А., заместитель директора по НМР
3
Интегративная технология поликультурного образования «Я.Л.И.К»
- поэтапная организация игры «Путешествие по Кургану»
Мастер-класс
14.02.2018
Иванова И.А., заместитель директора по НМР
4
Личностно-ориентированные технологии в поликультурном образовании.
Семинар
21.03.2018
Иванова И.А., заместитель директора по НМР
Материалы 1 занятия







Программа опорной площадки "Формирование поликультурного пространства ОУ" на 2016-2017 уч.год


п\п
Тема
Форма
проведения
Дата
1.
Возможности программы поликультурного образования:
-        понятие поликультурного образовательного пространства;
-        роль поликультурной личности педагога и его способности сопровождать процесс становления поликультурной личности обучающегося
дискуссионная площадка
28.09.16
2.
Интерактивные формы работы с обучающимися по формированию поликультурных компетенций:
–        метод кейс-ситуаций;
–        социально-психологический тренинг
семинар-практикум
16.11.16
3.
Технология дидактических сценариев в полилингвальном обучении:
–        мастер-класс «Технология разработки и проведения телекоммуникационного проекта»;
–        применение современных технологий в организации проектных лингвистических исследований
семинар-практикум
15.02.17
4.
Использование потенциала исторического и культурного наследия человечества в образовательном пространстве:
–        мастер-класс по декоративно-прикладному искусству;
–        мастер-класс по работе с художественным текстом
семинар-практикум
22.03.17

Документы

Программа развития «Школа поликультурного образования» на 2014-2017 годы Скачать


Программа инновационной площадки "Формирование целостного поликультурного пространства гимназии" Скачать

Отчет о результатах реализации муниципальной инновационной площадки
«Формирование целостного поликультурного пространства гимназии» МБОУ «Гимназия №32» за 2013-2014 учебный год Скачать

Итоговый отчет по результатам инновационной площадки Скачать

 Методические материалы

Педагогические технологии культуротворческой направленности Скачать
Флештренинг Скачать 
Кейс - технологии Скачать 
Календарь знаменательных дат на 2016-2017 уч.год Скачать

Материалы кейса
«Организация подростками питания гостей на праздновании дня рождения своего друга» 
Стоимость продуктов. США, Франция, Великобритания.

Положения конкурсов


Каталог Интернет-ресурсов по поликультурному образованию


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...