воскресенье, 19 января 2014 г.

Методические рекомендации



Уважаемые коллеги, Татьяна Викторовна Зыкова подготовила рекомендации учителям по выбору приемов психолого-педагогического воздействия на учащихся с различными индивидуально-психологическими особенностями, а также некоторые общие рекомендации родителям детей, имеющих проблемы в обучении английскому языку.


                 
                                
Рекомендации
учителям по выбору приемов психолого-педагогического воздействия на учащихся с различными индивидуально-психологическими особенностями.

Проявления

Созидающие воздействия («поощрение»)

Тормозящие воздействия
(«наказание»)

Экстраверт

Контактные формы управления тренировкой. Внешний контроль со стороны инструктора на протяжении всего  процесса тренировки   

Интроверт 

Дистантные формы управления тренировкой. Внешний
контроль на начальных этапах подготовки, затем представление возможности самоконтроля.

Черты холерического темперамента

Нуждается в поощрении
менее, чем другие.
Поощрять выдержку.

Проявления неодобрения
должны быть очень тактичными во избежание негативной реакции

Черты меланхолического темперамента

Эффективны слабые формы поощрения. Избегать лишних контактов.

Не рекомендуются

Черты сангвинического темперамента

Поощрять терпение,
старательность, тщательность. Эффективен любой дополнительный контакт

В случае проявления
небрежности, отвлечения от тренировки, «наказание» возможно в сильной форме

Черты флегматического темперамента

Одобрение, просьба как
средство стимулирования
активности

Слабые проявления
недовольства для
стимулирования активности

Тревога

Необходимы все формы
поощрения

Демонстративность

Отмечать каким-либо
способом правильные
действия как обязательное
условие их закрепления

Подчеркнутое невнимание воспринимается как наказание

Нерешительность

Своевременно
поддерживать правильные решения

Не рекомендуются

Гиперактивность, сверхоптимизм

Не требуется

Возможны сильные формы воздействия

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ИНФОРМАЦИИ

Визу ал
Аудиал
Кинестетик
Хорошо помнит то. что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом - хороший рассказчик.
Организован, наблюдателен, как правило - спокойный. Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное.
Чувствителен к интонации. В
учебной деятельности
предпочитает счёт и письмо.
Задумавшись, разговаривает
сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии
Лучше обучается, делая. В
начальной школе долго не
может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии.
Отвечает на физическое
поощрение. При общении
стоит близко, касается людей.
Обилие движений, много
жестикулирует. Раннее
физическое развитие.
Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.



ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Самооценка
Особенности поведения
Отношение к ошибкам.
Своим
Чужим
Адекватная
Активность,
общительность,
оптимизм
В  целом  - адекватное: могут огорчиться;
свои стараются  исправить, чужим сочувствуют
Высокая
Стремление к успехам в разных       видах деятельности, уверенность  в  своих
силах..
Чаще предпочтут не
исправить, а забыть,
не думать о них
Сравнительно
безразлично
Завышенная
Высокомерие,
бестактность.
Переоценка  своих
возможностей,
недооценка чужих.
Считают
случайными,
вызванными
посторонними
факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придрался»)
Считают
закономерными, само собой
разумеющимися
Низкая
Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная
тревожность
Переживают,   но   не стремятся исправить
Сравнительно
безразлично
Заниженная
Пассивность,
замкнутость.
Постоянная
недооценка  своих возможностей, переоценка других
Считают закономерными.
воспринимают      как должное
Оправдывают,
считают случайными

АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ И КИНЕСТЕТЫ:


Стиль деятельности
Аудиалы
Визуалы
Кинестеты
Способ
восприятия
информации
На слух
Зрительно
Деятельностно
Особенности познавательной деятельности
Этап целеполагания
Устная постановка целей
Письменная
Выделение целей из
созданной проблемной ситуации
Этап новых знаний
Традиционный план
подачи нового
материала:
объяснение учителем,
закрепление по
учебнику
Первоначальное
знакомство с
материалом по
учебнику или по
рекомендованной
литературе, затем
следует объяснение, в
ходе которого
рекомендуется
использовать записи
на доске большими
печатными буквами
Необходимо дать
возможность
экспериментально
получить результат,
сделать
самостоятельные
выводы, затем
прочитать материал
учебника, выяснить у
учителя
интересующие
вопросы
Способы
концентрации
внимания
Ключевые фразы:
«Возьмите на
заметку»;
«Запомните это»;
«Это может
встретится в
контрольной работе»
Написание на доске опорного конспекта или плана. Учителю
необходимо
обращаться к нему
при переходе от
пункта к пункту
Наиболее продуктивны для них лабораторные работы
Этап закрепления
У них быстрая
реакция, для них
характерно устное
решение задачи, в
ходе которого
учитель может
выявить,
предотвратить часто
встречающиеся
ошибки
Этим учащимся
требуется время для
обдумывания
полученной
информации.
Письменное решение
задач.
Лабораторные и практические работы.








Некоторые общие рекомендации родителям детей, имеющих проблемы в обучении английскому языку.
1. В отношениях с ребёнком следует придерживаться «позитивной» модели и избегать негативных оценок. Любая неудача ребёнка должна стать предметом позитивного анализа. Это позволит установить причину неуспеха, определить пути помощи ребёнку.
Необходимо научить ребёнка спокойно и ответственно воспринимать неудачи. Преодоление учебных трудностей - естественный процесс, способствующий эффективному обучению. Удовлетворение от успехов прямо пропорционально затраченным усилиям. А радость удваивается, если это разделённая радость.
Следует учитывать, однако, что успех непременно должен быть реален и абсолютно конкретен. То же самое касается и предшествующих неудач. Любая, даже самая маленькая, победа ребёнка над трудностями должна быть отмечена родителями.
Радоваться, однако, не означает только хвалить. Нужно показать, что его успех замечен и положительно оценен. Очень полезно в беседе с ребёнком ещё раз напомнить о тех усилиях, которые привели его к победе. Это укрепит в нём уверенность в собственных силах, поможет в дальнейшем действовать осознанно и самостоятельно. При этом решается ещё одна задача, весьма актуальная для детей с особенностями развития: ребёнок учится не путаться новой учебной задачи или возникшей трудности. Он, уже на основе собственного позитивного опыта, привыкает спокойно и осознанно воспринимать учебные трудности, упорно искать пути их преодоления или обращаться за конкретной помощью к взрослым.
Таким образом, «позитивная» модель отношений предполагает активную позицию, как родителей, так и детей.
2. Детям с проблемами в обучении иностранному языку обязательно нужно помогать при выполнении домашних заданий. Прежде всего, необходимо соблюдать режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Это даёт возможность предотвращать возникновение негативной установки в отношении домашних заданий. Что, в свою очередь, очень важно для ребёнка, так как положительная мотивация не только не способствует быстрому и неутомительному выполнению домашней работы, но и повышает её эффективность.
Помощь при выполнении домашних заданий не всегда предполагает непосредственное участие родителей. Очень часто это может быть просто присутствие в непосредственной близости. При этом ребёнок должен знать, что в любой момент он может обратиться к родителю за помощью, что его просьба будет принята благожелательно, с пониманием и готовностью.
При оказании непосредственной помощи ребёнку следует придерживаться принципа «вместе с ребёнком», а не «за ребёнка». Иногда родители из благих побуждений, стараясь помочь ребёнку, выполняют часть его работы. Это касается как технической стороны задания, так и познавательной деятельности. Не следует давать ребёнку готовый ответ или готовый путь решения проблемы. Такой подход тормозит развитие самостоятельности и чувства ответственности у ребёнка, а также может затруднять развитие когнитивных (познавательных) способностей.
3.   Для детей с проблемами в обучении характерна некоторая рассеянность. Это
обусловлено неосознаваемой тревожностью ребёнка, неуверенностью в своих силах. Такие дети часто забывают записать домашнее задание или пишут его не полностью, а порой просто теряют свои записи. Родители должны постоянно проверять записи   домашнего задания в дневнике.
4. Родителям необходимо всемерно поддерживать заинтересованность ребёнка в изучении иностранного языка. Но не следует делать это, аргументируя выгодами далёкого для ребёнка будущего. Целесообразно расспросить ребёнка о том, что интересного происходило на уроках английского языка. А к рассказу его отнестись заинтересованно и действенно. Необходимо приветствовать стремление ребёнка продемонстрировать свои знания. Однако делать это следует в тот момент, когда он сам этого хочет. Если же ребёнок не проявляет желания «говорить» по-английски, не нужно его заставлять.
Итак, понимание и принятие родителями особенностей своего ребёнка, «позитивная» модель отношений, тесный контакт с педагогами и специалистами способствует созданию благоприятных условий для его развития, повышает эффективность обучения вообще и иностранному языку в частности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...