понедельник, 16 сентября 2013 г.

Урок русского языка в 4-м классе


Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице"

Учитель: Попова Надежда Анатольевна 
 

Цель: познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксами возвратного значения.

Задачи.

УУД  при изучении русского языка:

  •   личностные:

формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»,

  •   познавательные:

осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в              устной и письменной форме, структурирование знаний,

умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,                                                                                  

  • регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.

  • коммуникативные:

умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства.





предметные:

- создать условия для формирования  умения увидеть проблему и наметить пути её решения;

- подвести обучающихся к самостоятельному формулированию правила о правописании –тся и –ться и использованию полученных знаний  для решения практических задач;

метапредметные:

- создать учебные ситуации, которые позволят овладеть способностью принимать и сохранять учебные задачи;

- учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- акцентировать внимание обучающихся на контроле и самоконтроле;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.



Оборудование:

  • Мультимедиа проектор;
  • Экран;
  • Компьютер;
  • Монитор;
  • Доска;
  • Таблицы для развития зрения;
  • Учебник А.В.Поляковой «Русский язык 4 класс» 2 часть;



1. Организационный момент.

Я желаю всем вам, гостям доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, несет нам радость общения, радость познания нового.

II. Минутка чистописания

Догадайтесь, какие буквосочетания будем писать

Назовите суффиксы с возвратным значением (ся, сь)

Назовите суффиксы у глагола неопределенной формы (ть, ти, чь)

Напишите эту цепочку буквосочетаний  до конца в данной последовательности.

III. Словарно – орфографическая минутка.

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав со шифром.

Зашифрованное слово                                     шифр

∆O►█◊                                                  т ж ◊ ь ∆ е ►а O л

- Какое это  слово?

- Ученик: Желать.

- Учитель:  Подберите синоним к слову желать.

- Ученик: Хотеть.

- Учитель:  Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните и запомните безударную гласную.

- Что можете сказать об этом слове?

- Ученик: Это глагол неопределенной формы, в слове непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука.

- Разберите это слово по составу.

- Подберите к слову однокоренные слова  (желать, желание, желанный, пожелать, желательный, благожелатель, благожелательный, доброжелатель, доброжелательный). Выдели  корень в однокоренных словах, подчеркните безударную гласную.

IV. Изучение нового материала

  1. Наблюдение над глаголами неопределенной форме и глаголов и в 3 лице.

На доске слова: Учится, учиться, ленится, лениться, готовится, готовиться.

- Разделите данные слова на 2 группы.

учится                                       учиться

ленится                                     лениться

готовится                                  готовиться

- Почему эти глаголы пишутся по - разному?

- Нам сегодня предстоит это выяснить.

- Что можете сказать о глаголах 1 столбика? (3 лицо)

- Что можете сказать о глаголах 2 столбика? (неопределенная форма)

- Что интересного заметили в правописании этих слов?

- Какова же тема урока?

- Правописание глаголов в неопределенной форме и форме 3 лица.

- Моя цель научить вас писать грамотно глаголы в неопределенной форме и в 3 лице.

- А ваша цель? (научиться грамотно их писать)



  1. Подведение к выводу

- Поставьте вопрос к словам 1 столбика (что делает?)

- Поставьте вопрос к словам 2 столбика? (что делать?)

- Сравните глаголы и вопросы. 

- Что заметили?

(У глаголов в неопределенной форме и вопросе к нему пишется мягкий знак, а у глаголов в 3 лице и вопросу к нему не пишется мягкий знак)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать глаголы? (задать вопрос)



Давайте попробуем составить алгоритм действия, чтобы правильно написать глаголы в неопределенной форме и 3 лице.

1. Читаем слово глазами.

2. Задаем вопрос.

3. Определяем  у глагола форму.

4. Если это глагол в неопределенной форме, то мягкий знак пишется.

5. Если это глагол в форме 3 лица, то мягкий знак не пишется.

- Какой вывод можно сделать?

- Проговорите в парах.

Чтение вывода в учебнике стр. 83



  1. Схема- правило

-  Какую опорную схему вы бы составили к тому правилу, которое открыли?



V. Физминутка

  1. - Я буду называть слова, если в глаголе пишется ь знак, то вы прыгаете, если нет, то приседаете.

Являться, ласкается, обижаться, исправляться, исправится, злится, разогнуться, раскрываются, ломаться, веселится.

  1. Гимнастика для глаз



VI. Закрепление

  1. Выполнение упр. 355

(Чтение загадок, отгадывание их, работа под цифрой 2, выписывание глаголов)

Правила посадки

Проверка!

-Что можете сказать о написанных глаголах? (глаголы 3 лица, с возвратным значением)

- А что знаете о написании таких глаголов?

- А как еще можно проверить, чтобы грамотно их написать? (задать вопрос)

- Молодцы!

 - В каких глаголах пишется мягкий знак? (в глаголах неопределенной формы)

Вот сейчас попробуем грамотно писать глаголы в разных формах.



  1. Работа над пословицами.

С мастерством люди не родя..ся, а добытым ремеслом гордя…ся.

Пролени…ся, так и хлеба лиши…ся.

Он за все бере…ся, да не все удае…ся.

С лодырем поведеш…ся - горя набереш…ся.

Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Над глаголами неопределенной формы вверху пишите н.ф., а глаголами 3 лица – 3 лицо.

Проверка. Что помогло вам грамотно написать глаголы? (заданные вопросы и определение формы глагола)

- На какие группы можно разделить эти пословицы? (по правописанию мягкого знака и по смыслу)

- О чем эти пословицы?

- Объяснение смысла пословиц.



VII. Домашнее задание



Предлагаю вам выполнить одно из трех заданий, которое вам по силам.

  1. Записать 5 глаголов неопределенной формы с возвратным значением, 5 глаголов - 3 лица.
  2. Составить с этими глаголами предложения, яркие, красочные.
  3. Составить с этими глаголами рассказ, придумав заголовок.





VIII. Итог урока

Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Закончите предложения.

Подумайте и закончите одно из предложений:

Я знаю…

Я умею…

Я научился…

Вспомните, какие задачи вы ставили на уроке, достигли вы их?

1X. Оценивание

Оцените свою работу.

У вас на партах магнитики, просигнализируйте, выбрав дно из предложений.

Я выполнил всю работу легко

Мне было трудно выполнять некоторые задания

Я затруднялся в выполнении всех заданий

И последнее, дайте оценку своего участия на уроке на полях простым карандашом.

Критерии таковы: высший, средний, низкий

Работать сегодня с вами было очень приятно. Молодцы! Спасибо за урок!       

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...