Урок русского языка в 4-м классе по теме:
"Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице"
Учитель: Попова Надежда Анатольевна
Цель: познакомить с правописанием глаголов в неопределенной
форме и в 3-м лице с суффиксами возвратного значения.
Задачи.
УУД при изучении русского языка:
- личностные:
формирование ценностных ориентиров смыслов учебной
деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»,
- познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого
высказывания
в
устной и письменной форме, структурирование знаний,
умение осуществлять синтез как составление целого из частей,
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных
признаков,
- регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно
оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.
- коммуникативные:
умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать
выразительные средства.
предметные:
- создать условия для формирования умения увидеть
проблему и наметить пути её решения;
- подвести обучающихся к самостоятельному формулированию
правила о правописании –тся и –ться и использованию полученных знаний для
решения практических задач;
метапредметные:
- создать учебные ситуации, которые позволят овладеть
способностью принимать и сохранять учебные задачи;
- учить контролировать действия в соответствии с
поставленной задачей;
- акцентировать внимание обучающихся на контроле и
самоконтроле;
- побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего
мнения, аргументации своей точки зрения.
Оборудование:
- Мультимедиа проектор;
- Экран;
- Компьютер;
- Монитор;
- Доска;
- Таблицы для развития зрения;
- Учебник А.В.Поляковой «Русский язык 4 класс» 2 часть;
1. Организационный момент.
Я желаю всем вам, гостям доброго дня. Пусть этот день,
как и многие другие, несет нам радость общения, радость познания нового.
II. Минутка чистописания
Догадайтесь, какие буквосочетания будем писать
Назовите суффиксы с возвратным значением (ся, сь)
Назовите суффиксы у глагола неопределенной формы (ть, ти,
чь)
Напишите эту цепочку буквосочетаний до конца в данной
последовательности.
III. Словарно – орфографическая минутка.
Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке,
вы узнаете, поработав со шифром.
Зашифрованное
слово
шифр
∆O►█◊
█ т ж ◊ ь ∆ е ►а O л
- Какое это слово?
- Ученик: Желать.
- Учитель: Подберите синоним к слову желать.
- Ученик: Хотеть.
- Учитель: Запишите это слово в тетрадь, поставьте
ударение, подчеркните и запомните безударную гласную.
- Что можете сказать об этом слове?
- Ученик: Это глагол неопределенной формы, в слове
непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость
согласного звука.
- Разберите это слово по составу.
- Подберите к слову однокоренные слова (желать,
желание, желанный, пожелать, желательный, благожелатель, благожелательный,
доброжелатель, доброжелательный). Выдели корень в однокоренных словах,
подчеркните безударную гласную.
IV. Изучение нового материала
- Наблюдение над глаголами неопределенной форме и глаголов и в 3 лице.
На доске слова: Учится, учиться, ленится, лениться,
готовится, готовиться.
- Разделите данные слова на 2 группы.
учится
учиться
ленится
лениться
готовится
готовиться
- Почему эти глаголы пишутся по - разному?
- Нам сегодня предстоит это выяснить.
- Что можете сказать о глаголах 1 столбика? (3 лицо)
- Что можете сказать о глаголах 2 столбика? (неопределенная
форма)
- Что интересного заметили в правописании этих слов?
- Какова же тема урока?
- Правописание глаголов в неопределенной форме и форме 3
лица.
- Моя цель научить вас писать грамотно глаголы в
неопределенной форме и в 3 лице.
- А ваша цель? (научиться грамотно их писать)
- Подведение к выводу
- Поставьте вопрос к словам 1 столбика (что делает?)
- Поставьте вопрос к словам 2 столбика? (что делать?)
- Сравните глаголы и вопросы.
- Что заметили?
(У глаголов в неопределенной форме и вопросе к нему пишется
мягкий знак, а у глаголов в 3 лице и вопросу к нему не пишется мягкий знак)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать глаголы?
(задать вопрос)
Давайте попробуем составить алгоритм действия, чтобы
правильно написать глаголы в неопределенной форме и 3 лице.
1. Читаем слово глазами.
2. Задаем вопрос.
3. Определяем у глагола форму.
4. Если это глагол в неопределенной форме, то мягкий
знак пишется.
5. Если это глагол в форме 3 лица, то мягкий знак не
пишется.
- Какой вывод можно сделать?
- Проговорите в парах.
Чтение вывода в учебнике стр. 83
- Схема- правило
- Какую опорную схему вы бы составили к тому правилу,
которое открыли?
V.
Физминутка
- - Я буду называть слова, если в глаголе пишется ь знак, то вы прыгаете, если нет, то приседаете.
Являться, ласкается, обижаться, исправляться, исправится,
злится, разогнуться, раскрываются, ломаться, веселится.
- Гимнастика для глаз
VI.
Закрепление
- Выполнение упр. 355
(Чтение загадок, отгадывание их, работа под цифрой 2,
выписывание глаголов)
Правила посадки
Проверка!
-Что можете сказать о написанных глаголах? (глаголы 3 лица,
с возвратным значением)
- А что знаете о написании таких глаголов?
- А как еще можно проверить, чтобы грамотно их написать?
(задать вопрос)
- Молодцы!
- В каких глаголах пишется мягкий знак? (в глаголах
неопределенной формы)
Вот сейчас попробуем грамотно писать глаголы в разных
формах.
- Работа над пословицами.
С мастерством люди не родя..ся, а добытым ремеслом гордя…ся.
Пролени…ся, так и хлеба лиши…ся.
Он за все бере…ся, да не все удае…ся.
С лодырем поведеш…ся - горя набереш…ся.
Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Над
глаголами неопределенной формы вверху пишите н.ф., а глаголами 3 лица – 3 лицо.
Проверка. Что помогло вам грамотно написать глаголы?
(заданные вопросы и определение формы глагола)
- На какие группы можно разделить эти пословицы? (по
правописанию мягкого знака и по смыслу)
- О чем эти пословицы?
- Объяснение смысла пословиц.
VII.
Домашнее задание
Предлагаю вам выполнить одно из трех заданий, которое вам
по силам.
- Записать 5 глаголов неопределенной формы с возвратным значением, 5 глаголов - 3 лица.
- Составить с этими глаголами предложения, яркие, красочные.
- Составить с этими глаголами рассказ, придумав заголовок.
VIII.
Итог урока
Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке.
Закончите предложения.
Подумайте и закончите одно из предложений:
Я знаю…
Я умею…
Я научился…
Вспомните, какие задачи вы ставили на уроке, достигли вы их?
1X.
Оценивание
Оцените свою работу.
У вас на партах магнитики, просигнализируйте, выбрав дно
из предложений.
Я выполнил всю работу легко
Мне было трудно выполнять некоторые задания
Я затруднялся в выполнении всех заданий
И последнее, дайте оценку своего участия на уроке на
полях простым карандашом.
Критерии таковы: высший, средний, низкий
Работать сегодня с вами было очень приятно. Молодцы! Спасибо
за урок!
Комментариев нет:
Отправить комментарий