воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Педагогические инварианты Френе

http://www.dipity.com/
Селестен Френе, французский педагог, разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа. Несмотря на то, что им исполняется 70 лет, актуальности не утратили. И в какой то степени соответствуют новым ФГОС. Судите сами:



  • Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.
  • Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  • Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  • Никто и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  • Необходимо покончить со схоластикой.
  • Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  • Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.
  • Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.
  • Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.
  • Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.
  • Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.
  • Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.
  • Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
  • Нужно как можно меньше говорить.
  • Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т е ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.
  • Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.
  • Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
  • Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.
  • Оптимистическая вера в жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...