Формирование
поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в
условиях реализации ФГОС
Юзеева Е.В., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №32» города Кургана
В
гимназии принята Программа развития «Школа поликультурного образования», поэтому проектируя свою систему внеурочной
деятельности, реализуемую в 3 классе на основе ФГОС, учитываю задачи, принципы
и ожидаемые результаты этой программы.
В
стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности
учащихся. Она включает в себя разные виды: кружки, секции, посещение библиотек,
музеев, театров и разнообразных выставок. Целью Программы развития является
формирование поликультурного пространства гимназии, использующего различные
способы оптимального и интенсивного вхождения обучающихся в мир науки и
культуры.
Поставленную
цель, формирование
осознанных позитивных ценностных качеств личности обучаемого по отношению к
российской культуре и воспитание уважения к истории и культуре других народа и
этносов, я реализую через посещение учащимися «Областной детской библиотеки».
Раз в две недели библиотека проводит для
нас мероприятия на разные темы. Занятия проходят в активных формах, в конце
занятии детям показывается мультфильм, проводится викторина и т.п. Ребятам
очень интересно на этих мероприятиях. Они получают большое количество
информации и по пути обратно обсуждают заинтересовавший материал. Также после
окончания мероприятия весь класс идёт выбирать себе книги. Так совместно с
библиотекой мы прививаем любовь и уважение к книгам и чтению.
Дети имеют возможность выбирать
книги в старшем абонементе - это около 76% детей. Это ребята, которые хорошо
умеют читать и зарекомендовали себя с положительной стороны. За 2 последних
года ребята прочитали из взрослого абонемента такие книги как, Н.Носов
«Незнайка и его друзья», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне»; Астрид Линдгрен
«Малыш и Карлсон»; Алан Александр Милн «Винни Пух и все-все-все»; все части
«Гарри Поттера» Джоан Роулинг, Джон Рональд Руэл Толкин «Хоббит»; Люк Бессон «Артур и
минипуты», «Артур и запретный город», «Артур и месть Урдалака».
Для привлечения детей к российской и
зарубежной музыкальной культуре родителями класса был приобретён абонемент в
«Курганскую областную филармонию». Раз в четверть весь класс ходит на
спектакли, проходящие в «камерном зале». Этот зал небольшой и учащиеся находятся
довольно близко к сцене. Ученики не только смотрят представление, но и
участвуют в нем. Артисты филармонии рассказывают
истории известных писателей разных стран. Спектакль проходит в необычной форме
для детей, артисты на сцене то поют, то разговаривают и не только между собой,
но и задают вопросы залу. После спектакля ученики высказывают своё мнение через
рисунок или письменный отзыв.
Внеурочная деятельность включает в
себя классные часы. Одна из форм классных часов - посещение областного
краеведческого музея. В музее часто сменяются выставки, каждый год ходим в
планетарий, и каждый раз нам рассказывают что-то новое, интересное, неизвестное
нам. По возможности после уроков окружающего мира и истории мы ходим в музей,
так как там можем рассмотреть экспонаты, посвящённые нашей теме урока, например:
обитатели разных экосистем. Ученикам рассказывают о лесе, луге, болоте и
показывают чучела животных каждой экосистемы отдельно; можно посетить выставку
быт древних людей, рассмотреть вещи, одежду, посуду, мебель наших предков вживую,
а не на иллюстрации.
Толерантность,
коммуникабельность, доверие и миролюбие – эти темы мы обсуждаем на классных
часах. Как отличить добро и зло; зачем нужно быть вежливым; отчего зависит
настроение; о вреде и пользе лекарств; говорим о режиме школьника; о
неразлучности детей и взрослых и т.д. На классных часах рассматриваем разные
вопросы и находим на них ответы. Каждый год на День Победы всем классом идём к «Вечному огню» возложить цветы
в память о погибших в Великой Отечественной войне.
Результатом системы внеурочной деятельности
является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов
деятельности и поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий