Уважаемые коллеги, Татьяна Викторовна Зыкова подготовила рекомендации учителям по
выбору приемов психолого-педагогического воздействия на учащихся с различными
индивидуально-психологическими особенностями, а также некоторые общие
рекомендации родителям детей, имеющих проблемы в обучении английскому языку.
Рекомендации
учителям по
выбору приемов психолого-педагогического воздействия на учащихся с различными
индивидуально-психологическими особенностями.
Проявления
|
Созидающие воздействия
(«поощрение»)
|
Тормозящие воздействия
(«наказание»)
|
Экстраверт
|
Контактные формы управления
тренировкой. Внешний контроль со стороны инструктора на протяжении всего процесса тренировки
|
|
Интроверт
|
Дистантные формы управления
тренировкой. Внешний
контроль на начальных этапах
подготовки, затем представление возможности самоконтроля.
|
|
Черты холерического
темперамента
|
Нуждается в поощрении
менее, чем другие.
Поощрять выдержку.
|
Проявления неодобрения
должны быть очень тактичными во
избежание негативной реакции
|
Черты меланхолического темперамента
|
Эффективны слабые формы
поощрения. Избегать лишних контактов.
|
Не рекомендуются
|
Черты сангвинического
темперамента
|
Поощрять терпение,
старательность, тщательность.
Эффективен любой дополнительный контакт
|
В случае проявления
небрежности, отвлечения от тренировки,
«наказание» возможно в сильной форме
|
Черты флегматического
темперамента
|
Одобрение, просьба как
средство стимулирования
активности
|
Слабые проявления
недовольства для
стимулирования активности
|
Тревога
|
Необходимы все формы
поощрения
|
|
Демонстративность
|
Отмечать каким-либо
способом правильные
действия как обязательное
условие их закрепления
|
Подчеркнутое невнимание
воспринимается как наказание
|
Нерешительность
|
Своевременно
поддерживать правильные решения
|
Не рекомендуются
|
Гиперактивность, сверхоптимизм
|
Не требуется
|
Возможны сильные формы
воздействия
|
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ИНФОРМАЦИИ
Визу ал
|
Аудиал
|
Кинестетик
|
Хорошо
помнит то. что видел. С трудом запоминает словесные
инструкции (переспрашивает), при
этом - хороший рассказчик.
Организован,
наблюдателен, как правило - спокойный. Имеет живую, образную фантазию. При
разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.
|
Легко повторяет услышанное.
Чувствителен к интонации. В учебной деятельности
предпочитает счёт и письмо.
Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии |
Лучше обучается, делая. В
начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее
физическое
развитие.
Подбородок
держит вниз, голос может быть довольно низким.
|
ОСОБЕННОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Самооценка
|
Особенности поведения
|
Отношение к ошибкам.
|
|
Своим
|
Чужим
|
||
Адекватная
|
Активность,
общительность,
оптимизм
|
В целом
- адекватное: могут огорчиться;
свои
стараются исправить, чужим сочувствуют
|
|
Высокая
|
Стремление к успехам в разных
видах деятельности, уверенность
в своих
силах..
|
Чаще
предпочтут не
исправить,
а забыть,
не
думать о них
|
Сравнительно
безразлично
|
Завышенная
|
Высокомерие,
бестактность.
Переоценка
своих
возможностей,
недооценка чужих.
|
Считают
случайными,
вызванными
посторонними
факторами
(«плохо себя чувствовал», «учитель
придрался»)
|
Считают
закономерными, само собой
разумеющимися
|
Низкая
|
Неуверенность
в себе, застенчивость,
повышенная
тревожность
|
Переживают, но
не стремятся исправить
|
Сравнительно
безразлично
|
Заниженная
|
Пассивность,
замкнутость.
Постоянная
недооценка своих возможностей, переоценка других
|
Считают
закономерными.
воспринимают как должное
|
Оправдывают,
считают случайными
|
АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ И КИНЕСТЕТЫ:
Стиль деятельности
|
Аудиалы
|
Визуалы
|
Кинестеты
|
|||
Способ
восприятия
информации
|
На слух
|
Зрительно
|
Деятельностно
|
|||
Особенности познавательной
деятельности
|
||||||
Этап целеполагания
|
Устная
постановка целей
|
Письменная
|
Выделение
целей из
созданной проблемной ситуации
|
|||
Этап новых знаний
|
Традиционный
план
подачи
нового
материала:
объяснение
учителем,
закрепление
по
учебнику
|
Первоначальное
знакомство
с
материалом
по
учебнику
или по
рекомендованной
литературе,
затем
следует
объяснение, в
ходе
которого
рекомендуется
использовать
записи
на
доске большими
печатными
буквами
|
Необходимо
дать
возможность
экспериментально
получить
результат,
сделать
самостоятельные
выводы,
затем
прочитать
материал
учебника,
выяснить у
учителя
интересующие
вопросы
|
|||
Способы
концентрации
внимания
|
Ключевые
фразы:
«Возьмите
на
заметку»;
«Запомните
это»;
«Это
может
встретится
в
контрольной
работе»
|
Написание
на доске опорного конспекта или плана. Учителю
необходимо
обращаться
к нему
при
переходе от
пункта
к пункту
|
Наиболее продуктивны для них
лабораторные работы
|
|||
Этап закрепления
|
У
них быстрая
реакция,
для них
характерно
устное
решение
задачи, в
ходе
которого
учитель
может
выявить,
предотвратить
часто
встречающиеся
ошибки
|
Этим
учащимся
требуется
время для
обдумывания
полученной
информации.
Письменное
решение
задач.
|
Лабораторные и практические
работы.
|
|||
Некоторые общие
рекомендации родителям детей, имеющих проблемы в обучении английскому языку.
1. В
отношениях с ребёнком следует придерживаться «позитивной» модели и избегать негативных
оценок. Любая неудача ребёнка должна стать предметом позитивного анализа. Это
позволит установить причину неуспеха, определить пути помощи ребёнку.
Необходимо научить ребёнка
спокойно и ответственно воспринимать неудачи. Преодоление учебных трудностей -
естественный процесс, способствующий эффективному обучению. Удовлетворение от успехов прямо пропорционально затраченным
усилиям. А радость удваивается, если это разделённая радость.
Следует учитывать, однако, что
успех непременно должен быть реален и абсолютно конкретен. То же самое касается и предшествующих неудач. Любая, даже
самая маленькая, победа ребёнка над трудностями должна быть отмечена
родителями.
Радоваться,
однако, не означает только хвалить. Нужно показать, что его успех замечен и положительно оценен. Очень
полезно в беседе с ребёнком ещё раз напомнить о тех усилиях, которые привели его к победе. Это укрепит в нём
уверенность в собственных силах, поможет в дальнейшем действовать осознанно и
самостоятельно. При этом решается ещё одна задача, весьма актуальная для детей
с особенностями развития: ребёнок учится не путаться новой учебной задачи или
возникшей трудности. Он, уже на основе собственного позитивного опыта,
привыкает спокойно и осознанно воспринимать
учебные трудности, упорно искать пути их преодоления или обращаться за
конкретной помощью к взрослым.
Таким
образом, «позитивная» модель отношений предполагает активную позицию, как родителей, так и детей.
2. Детям с проблемами в обучении иностранному языку
обязательно нужно помогать при выполнении
домашних заданий. Прежде всего, необходимо соблюдать режим, соответствующий
возрастным и индивидуальным особенностям
ребёнка. Это даёт возможность предотвращать возникновение негативной
установки в отношении домашних заданий. Что, в свою очередь, очень важно для
ребёнка, так как положительная мотивация не только не способствует быстрому и
неутомительному выполнению домашней работы, но и повышает её эффективность.
Помощь при выполнении домашних
заданий не всегда предполагает непосредственное участие родителей. Очень часто это может быть просто присутствие в
непосредственной близости. При этом ребёнок должен знать, что в любой
момент он может обратиться к родителю за помощью,
что его просьба будет принята благожелательно, с пониманием и готовностью.
При оказании
непосредственной помощи ребёнку следует придерживаться принципа «вместе с ребёнком», а не «за ребёнка». Иногда
родители из благих побуждений, стараясь помочь ребёнку, выполняют часть его работы. Это касается как технической
стороны задания, так и познавательной деятельности. Не следует давать
ребёнку готовый ответ или готовый путь решения проблемы. Такой подход тормозит
развитие самостоятельности и чувства ответственности
у ребёнка, а также может затруднять развитие когнитивных (познавательных) способностей.
3. Для детей с проблемами в обучении характерна
некоторая рассеянность. Это
обусловлено неосознаваемой тревожностью ребёнка, неуверенностью в своих силах. Такие дети часто забывают записать домашнее задание или пишут его не полностью, а порой просто теряют свои записи. Родители должны постоянно проверять записи домашнего задания в дневнике.
обусловлено неосознаваемой тревожностью ребёнка, неуверенностью в своих силах. Такие дети часто забывают записать домашнее задание или пишут его не полностью, а порой просто теряют свои записи. Родители должны постоянно проверять записи домашнего задания в дневнике.
4. Родителям необходимо всемерно поддерживать
заинтересованность ребёнка в изучении иностранного языка. Но не следует
делать это, аргументируя выгодами далёкого для ребёнка будущего. Целесообразно расспросить ребёнка о том, что интересного
происходило на уроках английского языка. А к рассказу его отнестись
заинтересованно и действенно. Необходимо приветствовать
стремление ребёнка продемонстрировать свои знания. Однако делать это следует в тот
момент, когда он сам этого хочет. Если же ребёнок не проявляет желания
«говорить» по-английски, не нужно его заставлять.
Итак, понимание и принятие
родителями особенностей своего ребёнка, «позитивная» модель отношений, тесный
контакт с педагогами и специалистами способствует созданию благоприятных
условий для его развития, повышает эффективность обучения вообще и иностранному
языку в частности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий