четверг, 19 сентября 2013 г.

Анализ работы методической службы гимназии за 2012-2013 учебный год



Анализ работы методической службы гимназии за 2012-2013 учебный год

Методическая работа в гимназии №57 строилась в прошедшем учебном году в соответствии с направлениями программы «Наша новая школа», стратегией развития региональной системы образования, направлением модернизации единого методического пространства муниципальной системы образования, направлениями реализации Программы развития гимназии «Школа поликультурного образования».


В структуру методической работы в гимназии входили:

·         Научно-методический совет гимназии. Председатель Иванова И.А., заместитель директора по научно-методической работе. В состав совета входят заведующие предметных кафедр.

·  

·         Методические объединения:

Кафедра точных наук – заведующая Петрова Е.В., учитель математики

Кафедра гуманитарных наук – заведующая Огаркова А.А., учитель русского языка и литературы

Кафедра иностранных языков – заведующая Марфицына О.А., учитель английского языка

Кафедра естественных наук– заведующая Семенова О.И., учитель географии

Кафедра физической культуры и технологии – заведующий Андреев С.Я., учитель физической культуры.

Кафедра начальных классов – заведующая Котова Г.С., учитель начальных классов

Методическое объединение классных руководителей – рук-тель Самсонова      Л.П.

·         Творческие проблемные группы:

 «Духовно-нравственное воспитание школьников (региональный компонент)», руководитель Ржанникова Е.Д., зам.директора по УВР, в составе группы: Жесан О.Б., преподаватель ОРКСЭ, Шевелева С.П., учитель начальных классов.

 «Акмеологические образовательные технологии как способ достижения личностных результатов обучающихся» - руководители Иванова И.А., Коваленко Н.Я., творческая группа педагогов (по согласованию).

«Особенности введения ФГОС в условиях гимназии» - руководитель Галанин А.В., Ржанникова Е.Д., педагоги 1-2 классов.



·         Творческие лаборатории педагогов: Марфицыной О.А., учителя английского языка, Зыковой Т.В., учителя английского языка, Ржанниковой Е.Д., учителя начальных классов

Методическая тема года в муниципальной системе образования:

Профессиональная компетентность педагогических и руководящих кадров как фактор повышения качества образования в условиях подготовки и введения ФГОС Методическая тема гимназии:

Диверсификация форм и технологий институциональной методической работы как основа формирования и развития современного учителя в условиях подготовки и введения ФГОС.

Задачи:

·  Изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, овладением новым содержанием образования

·  Развитие личностно-профессиональной компетентности, педагогического мастерства, творческого потенциала учителей

·  Совершенствование и расширение способов и форм повышения квалификации учителей

·  Использование инновационных технологий и продолжение активизации работы учителей по созданию авторских педагогических разработок и программ для индивидуализации учебного процесса в гимназии.

·  Работа учителей гимназии по подготовке обучающихся к успешному выступлению на олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и проектах различного уровня.

·  Активизация участия учителей в инновационной работе, повышение мотивации их к участию в профессиональных конкурсах.

Методические темы кафедр:

Кафедра преподавания естественных дисциплин

Электронное портфолио учителя как современное средство оценивания профессиональных достижений и творческой активности педагогов.



Кафедра начальных классов

Образовательный консалтинг как новая форма методической работы.

Кафедра преподавания иностранных языков

Обобщение и дессиминация педагогического опыта в дистанционной форме.



Кафедра преподавания гуманитарных дисциплин

Формирование открытого полипрофессионального сообщества.



Кафедра преподавания точных наук

Творческие микро группы учителей как форма поисковой, исследовательской деятельности.



Кафедра преподавания физической культуры и технологии

Педагогическое проектирование как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.

Перед методической службой школы была поставлена   цель: Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

1.      Работа педагогического совета.

2.      Разработка единой методической темы.

3.      Работа предметных кафедр и методического объединения классных руководителей.

4.      Деятельность методического совета.

5.      Деятельность экспертного совета

6.      Повышение квалификации учителей, их самообразование.

7.      Организация  и проведение семинаров, конференций, педагогических чтений.

8.      Обобщение передового педагогического опыта.

9.      Аттестация педагогических работников.

10.  Работа учебных кабинетов.



Анализ методической работы по направлениям деятельности.

1. Проведение педагогических советов и семинаров

При планировании тем педагогического совета выбирались проблемы, разрешение которых способствовало повышению уровня учебно-воспитательной работы, внедрению в практику достижений науки, включению педагогов школы в научно-исследовательскую работу. В 2012/2013 учебном году было проведено три тематических педсовета:

·         «Гимназия сегодня: проблемы и перспективы»

·         «Акмеологические образовательные технологии»

·         «Современный урок – урок развития личности»

Принимая решение педагогических советов, коллектив стремился избрать новые подходы, современные технологии в решении задач образования и воспитания.

Проведены два методических семинара по темам:

·         «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовательной деятельности»

·         «Основные проблемы и пути их решения при переходе к ФГОС нового поколения»



2.     Работа методического совета школы.

Деятельность научно-методического совета школы была направлена на обеспечение реализации программы развития. Научно-методический совет, являясь органом внутришкольного управления, координировал научно-инновационную, учебно-методическую  работу школы. Было проведено 5  заседаний методического совета, на которых обсуждались вопросы:

·         Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год.

·         Анализ итоговой аттестации  за 2011-2012 учебный год

·         Перспективное планирование на 2012-2013 учебный год.

·         Формирование части учебного плана -  спецкурсовой подготовки.

·         Утверждение рабочих программ учителей-предметников, календарно-тематического планирования.

·         Утверждение графика проведения школьных олимпиад, предметных недель.

·         Дистанционные олимпиады в системе работы с одаренными детьми

·         Формирование информационной среды гимназии

·         Утверждение плана обобщения опыта работы учителей с использованием ИКТ

·         Научное руководство исследовательской деятельностью обучающихся

·         О проведении недели наук в гимназии

Работа методического совета школы осуществлялась в соответствии с составленным планом и способствовала системному и эффективному решению образовательных задач, стоящих перед школой.



3.     Работа методических объединений

Все учителя школы объединены в предметные кафедры, действует методическое объединение классных руководителей.

Наиболее эффективной можно считать работу кафедры естественных наук, кафедры преподавания гуманитарных дисциплин, что подтверждается конечными результатами их деятельности: качество обученности учащихся, количество призеров олимпиад и конкурсов, общий уровень организации УВП, участие в методической работе области и города, участие в инновационных проектах.

На  заседаниях  кафедр  изучены вопросы введения ФГОС, новая процедура аттестации педагогических кадров на первую и высшую категории, обсуждались  вопросы  взаимопосещения  уроков, результаты работы с одаренными и способными учащимися, проводились  обзоры  новинок  методической  литературы, заслушивались  отчёты  учителей  по  работе  над  методической  темой. Обсуждались результаты ВШК, проведенных контрольных срезов, контрольных работ, пробных тестирований в новой форме ГИА   и были намечены пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений.

Серьезное внимание кафедрами уделялось вопросу развития внеклассной работе по предметам. Эффективно проведена традиционная неделя наук, посвященная 150-летию со дня рождения В.И.Вернадского. В рамках недели состоялась гимназическая научно-практическая конференция школьников по 5 секциям: гуманитарные предметы, точные науки, естественные науки, иностранные языки, начальных классов. Итоги проведения недели наук заслушивались на совещаниях при  директоре, заседаниях МО, фоторепортаж опубликован на сайте гимназии.

Проведена дистанционная олимпиада «Совенок» для учащихся начальных классов на сайте гимназии, ответственная Юзеева Е.Г.

Осуществлены телекоммуникационные проекты различных уровней по иностранному языку, биологии.

Учащиеся школы принимают активное участие в учебных и творческих конкурсах и конференциях различного уровня, становятся победителями и  призерами.

Участие учащихся гимназии в  научно-исследовательских конференциях



Название конференции
Уровень
Результаты
«Поиск – Знание-Творчество-Труд»
муниципальный
1 место – 1 работы,
2 место – 1 работа,
3 место – 1 работа
«Через познание – к творчеству»
региональный
1 место – 1 работа
2 место – 1 работа,
3 место – 1 работа
Участник – 1 работа
«Образовательная среда как источник формирования социальной компетентности будущего специалиста»
межрегиональный
2 лауреата



Традиционным стало участие в Международной игре - конкурсе «Кенгуру» во Всероссийской игре – конкурсе «Русский медвежонок», «Золотое Руно», в Международной игре – конкурсе «Бульдог»,  конкурсе «КиТ». Впервые команда гимназии приняла участие в международном конкурсе статистических постеров среди учащихся школ в рамках международного проекта повышения статистической грамотности населения (ISLP).

Осуществляется выпуск школьной газеты «Седьмая пятерка», в которой учащиеся школы публикуют свои стихи, статьи, размещают рисунки, плакаты, фотографии.

Система спецкурсовой подготовки была нацелена на отработку базовых знаний, подготовку к экзаменам, а так же на расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.



4. Участие методических объединений в институциональных, муниципальных и областных мероприятиях

Педагоги гимназии приняли участие в следующих методических мероприятиях:

·         Региональная научно-практическая конференция по теме «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС» ИРОСТ.

·         Региональные педагогические чтения (заочные) по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода в гуманитарном образовании (некоторые итоги реализации ФГОС 2 поколения)» ИРОСТ

·         Городской семинар в рамках модуля «Школа успеха» «Акмеологические образовательные технологии как способ достижения личностных результатов обучающихся»

·         Педагогические чтения, посвященные памяти Народного учителя Парфеновой Л.Ф. «Сердцем видеть надо…» (литература Зауралья в духовно-нравственном воспитании школьников)

·         Педагогическая муниципальная конференция «Модернизация образования: от идеи до реализации»

·         Муниципальные педагогические чтения «Системно-деятельностный подход в преподавании естественных наук»

Педагоги Зыкова Т.В. (английский язык) и Иванова И.А. (биология) провели мастер-классы для педагогов города.

5. Анализ динамики профессионального роста учителей

Прошли курсовую подготовку 12 учителей.

Плановые курсы
Целевые курсы
Госзадание
8 человек
2 человека
2 человека



Составлен график повышения квалификации педагогов гимназии по проблемам внедрения ФГОС. В настоящее время прошли  курсы повышения квалификации по проблемам введения ФГОС 20 человек, это составляет 40% от общего числа. Рост за учебный год составил 15%.

4 педагога прошли дистанционное обучение в рамках ПНПО «Здоровье» и получили сертификаты Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.



В 2012-2013 учебном году аттестованы 8 педагогов

На высшую категорию
На первую категорию
На соответствие занимаемой должности
5 человек
4 человека
2 человека

Вся информация по процедуре аттестации размещена в виртуальном методическом кабинете и доступна всем педагогам.

6. Обобщение передового педагогического опыта

Продолжена работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта по теме «Урок в системе информационной среды гимназии» в области использования информационных технологий. Подготовлен диагностический инструментарий, гимназия участвовала в мониторинге внедрения ИКТ, проведенном ИРОСТ.
На областном портале «Эффективный педагогический опыт Курганской области» размещены материалы 6 педагогов гимназии. Проведена Интернет-конференция педагогов гимназии «Сервисы сети Интернет в профессиональной деятельности педагога» на сайте «Открытое образование» (6 участников). Три педагога участвовали в педагогических чтениях в областном лицее для одаренных детей.

27 педагогов школы, а это составляет примерно 54% от общего числа,  входили в состав членов жюри городских предметных олимпиад, комиссии по проверке ЕГЭ по различным предметам, городских методических и экспертных советов, жюри областного и муниципального конкурсов педагогического мастерства.

3 человека участвовали в педагогических десантах лучших педагогов области в Долматовский, Катайский и Щучанский районы.

Активное участие кафедра естественных наук приняла в областном конкурсе образовательных учреждений на лучшую организацию экологического образования «Экология и образование».

7. Анализ инновационной деятельности за 2012-2013 учебный год

Гимназия успешно защитила муниципальную экспериментальную площадке по теме «Формирование целостного поликультурного пространства гимназии» в рамках муниципального конкурса инновационных проектов.

Успешно на базе гимназии функционируют две площадки в рамках областных сетевых проектов «Малая академия наук» и «Формирование читательской компетентности у младших школьников». В мае гимназия вступила в областной сетевой проект «Интерактивная школа» с темой «Телекоммуникационные проекты в школе».

Продолжается реализация Программы развития гимназии «Школа поликультурного образования».

8.Создание информационного пространства гимназии

В гимназии идет активная работа по созданию собственных ресурсов в сети Интернет. Развивается блогосфера гимназии. К имеющимся уже 19 ресурсам добавились еще 4 образовательных блога. Задействуют педагоги гимназии и готовые сетевые ресурсы, создавая на них свои странички с наборами методических материалов, творческими продуктами и другим контентом. Шесть педагогов имеют свои страницы на сайте http://www.proshkolu.ru/. Пользуется спросом также сетевой ресурс http://pedsovet.su


Выводы: таким, образом, в школе работоспособный педагогический коллектив, активно стремящийся к  распространению своего педагогического опыта, повышению профессионального мастерства. В школе создана система, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство, ведется систематическая работа по распространению передового педагогического опыта. Исходя из современных требований, определились основные пути развития профессионализма учителя:

1.       Работа в методических объединениях, творческих группах;

2.       Исследовательская деятельность;

3.       Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4.       Различные формы педагогической поддержки;

5.       Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6.       Трансляция собственного педагогического опыта;

7.       Использование ИКТ и др.

 Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать такие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Рекомендации:

1. Активизировать работу по укреплению материально - технической и методической базы всех учебных кабинетов, привести в соответствие с современными требованиями.

2. Активизировать работу по наполнению личных кабинетов в виртуальном методическом кабинете гимназии.

3.Увеличить число исследовательских проектов, реализованных обучающимися и представленных на конференциях и конкурсах различного уровня  .
4. Особое внимание уделять совершенствованию форм и технологий методической работы.

5. Готовить к публикациям материал по темам самообразования, интересным формам и методам работы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...